Почему Пугачева будет петь в ДК «Ивтекс», а не во Дворце искусств

Алла Борисовна никогда не выступала в Иванове с сольным концертом. Она и была-то у нас всего однажды – осенью 1975 года с ансамблем «Веселые ребята», с которым спела несколько песен. Пугачева уже тогда была популярна, но все-таки народ шел на «Веселых ребят», и это был именно их концерт. Потом произошел казус, из-за которого по легенде она зареклась когда-либо ехать в Иваново. Случилось же тогда следующее.

Если кто помнит, был в Иванове такой замечательный фестиваль «Красная гвоздика». Проходил он в мае, нес определенную идейную и даже идеологическую нагрузку, но подбор артистов и артистических коллективов всегда был на высоком уровне. Фестиваль охватывал весь музыкальный спектр: от фольклора и классики до эстрады, разговорников и даже рока. Как-то Пугачева захотела выступить в Иванове в рамках «Красной гвоздики», но ей в этом желании отказали (что вовсе не легенда). Все приличные залы были заняты, а отменять уже объявленные концерты из-за Пугачевой не стали: не принято было, да и артистов на фестивале всегда было столько, что в его успехе никто не сомневался. После такого отказа Алла Борисовна (а вот это уже легенда, но весьма похожая на правду – стиль пугачевский) и поклялась, что ноги ее в этой Ивановке не будет никогда.

Годы идут. Время раны лечит. Индустрия шоу-бизнеса диктует свое, и вот – тридцатого октября 2002 года Алла Пугачева должна выступить с концертом в Иванове, в ДК «Ивтекс» (по-старому – Текстильщиков). Логично было бы предположить, что примадонна, певица номер один в России, будет выступать в зале Музыкального театра Дворца искусств. Однако же нет. Почему? Ответ у меня есть, и не просто ответ, а настоящая причина, но об этом чуть позже.

Минимальная стоимость Пугачевой – двадцать пять тысяч долларов за концерт. За эти деньги, по всей видимости, она и будет работать концерт в Иванове. Вряд ли за большие: регион не богатый, близко от Москвы, что немаловажно в плане транспортных расходов, особенно на звуковую аппаратуру, которую певица везет с собой. Цена билетов: от тысячи рублей до двух двухсот. В «Ивтексе», вместе с балконом – тысяча шестьдесят мест. Накругло устроители при аншлаге могут снять примерно полтора миллиона рублей, или почти пятьдесят тысяч долларов. Кроме гонорара, все остальные расходы, в данном случае при организации концерта, мизерны. То есть гастроли Пугачевой вполне могут состояться и окупиться. В том случае, если будут распроданы все билеты.

Сколько тысяч, а возможно, и десятков тысяч ивановцев хотели бы увидеть и услышать Аллу Борисовну, можно только догадываться, но ясно, что очень много. При организации концерта во Дворце искусств можно было бы и людей больше пригласить, и билеты сделать подешевле. В Музтеатре, вместе с балконом, – тысяча пятьсот мест. Но даже и без учета финансовой стороны, гастроль такого уровня просто обязана пройти в лучшем зале города, а никак не в ДК «Ивтекс». Там, конечно, зал неплохой, но не для этого артиста, не говоря уже о ширине и глубине сцены и качестве света. Каждый, кто узнает о приезде Пугачевой и месте ее выступления, приходит в недоумение: почему не во Дворце искусств? И вот теперь о главном.

Независимые импресарио почти всегда испытывали определенные трудности при организации гастролей в Иванове. Эстрадный, не филармонический концерт – это деньги. При хорошей, стабильной работе – весьма неплохие деньги. Первые независимые, то бишь частные прокатчики появились в Иванове в 1987 году. Филармония боролась с ними, как могла – прокуратура, жалобы в облисполком и обком партии.

Сегодня тоже гноят, но по-другому.

Для того чтобы что-то прекратить, всегда найдется одно, стопроцентное средство, надо только его найти. Как правило, оно бывает не совсем корректным, но здесь уже все зависит от исповедуемых принципов человека или организации.

Всякий концерт проходит на сценической площадке, если площадки нет, то концерта не будет ни при каких самых выгодных финансовых условиях и ни при какой всенародной любви к артисту.

Цирк – собственность Росцирка, к местным властям имеет отношение постольку поскольку. Но не всякий артист согласится выступать в цирке, если, конечно, он не лошадь, не клоун, не жонглер, не тигр и не эквилибрист и кто там есть еще. Пугачева, например, в цирках не выступает принципиально.

ДК «Ивтекс» принадлежит городу, но, судя по всему, это – коммерческое предприятие, не получающее бюджетных денег и в своей экономической деятельности абсолютно свободное. Городские власти, в отличие от областных, не имеют огромной культурной собственности и мощных концертных организаций, они от этого дела в принципе далеки.

О других домах культуры серьезно говорить на предмет проведения в них приличных эстрадных концертов не приходится.

Кстати о цирке, в ближайшее время там начнется месячная репетиция московского балета «Щелкунчик», после чего будет дано несколько спектаклей в Иванове, и потом труппа отправится по стране. Почему цирк, не знаю, но именно из-за балета у нас не состоятся гастроли рок-привидений под названием «Назарет». Старые рокеры еще помнят, что это за группа. Россия в последнее время становится пристанищем не только для вышедших в тираж тамошних «Верасов» типа «Скорпионс», но и для вполне приличных в прошлом групп. «Назарет», вполне возможно, посетит нас весной – в свой следующий провинциальный тур по России.

Однако же вернемся к нашим баранам.

Лучшая площадка города – Дворец искусств. Государственная собственность, принадлежит Ивановской области. По нашим данным, существует негласное указание: никаких залов никаким гастролерам не давать, если только они едут помимо филармонии. То есть областная власть в конкурентной борьбе не прочь применить не совсем, мягко говоря, рыночные приемы. Результат налицо – Алла Пугачева к нам едет, но выступать будет не в подобающем такого уровня звезде зале Дворца искусств, а в ДК «Ивтекс».

Разница в пятьсот мест между двумя залами может серьезно отражаться на цене билетов. Существует масса коллективов, которые никогда не смогут приехать в Иваново, если им не дадут зал Музыкального театра. Объясняется это очень просто. Нельзя бесконечно повышать цены на билет, даже если зритель очень хочет увидеть любимого артиста. Соотношение цена-качество есть у всякого гастролера. Большинство раскрученных эстрадных коллективов невозможно успешно прокатывать в залах с наполняемостью менее полутора тысяч мест.

Еще одно отступление в качестве ремарки.

Сфера культуры — деликатная и немаловажная, хотелось бы, чтобы все серьезные изменения в ней предварялись бы открытой дискуссией. Например, история с разделением ивановских музеев остается непонятной. Несмотря на некоторые попытки отдельных СМИ получить ответ на вопрос, зачем все это нужно, ясного ответа так и не получено. Знаете, как бывает – тебе много и долго рассказывают, кажется, что узнал много нового и уже все понятно; потом беседа заканчивается и ты спрашиваешь себя: а зачем все-таки это было нужно на самом деле? Со стороны инициаторов кадровых, административно-хозяйственных и прочих околокультурных нововведений большого желания объясниться не заметно.

Пусть, в конце концов, по всем обсуждаемым темам будет принято «единственно правильное» чиновное решение, но хотя бы видимость того, что это не фабрика неплохо было бы и соблюсти.