Интервью с председателем комитета по бюджету и налоговой политики Законодательного собрания Ивановской области Андреем Мельниковым.
– Андрей Владиславович, вы работали при разных депутатских составах, при разных губернаторах. Какие отличия?
– Говоря об отличиях, я начал бы с ситуации. Конечно, на сегодняшний день она гораздо более благоприятная, чем в том же 1997 году. Когда я пришел в Законодательное собрание, ситуация была вообще аховая. Это было начало повального банкротства предприятий. Задержки по заработной плате измерялись годами, постоянные пикеты около областной администрации, девятимесячные пенсионные задержки. Уровень собираемости налогов был таким, что, бывало, в течение месяца на счетах обладминистрации могло лежать всего две тысячи рублей. Положение было таким критическим, что, честно говоря, даже не представлялось, какими путями можно решать проблемы. Это были самые тяжелые годы, но здравый смысл, как депутатов, так и представителей исполнительной власти, да и объективные процессы (приход Путина, введение Бюджетного кодекса) позволили выйти из кризиса.
Что касается состава. В предыдущем созыве были в основном представители социальной сферы, люди, которые были больше заинтересованы в отстаивании социальных направлений в бюджете. Если прошлый состав больше напирал на администрацию, чтобы увеличить расходы на социалку, а администрация сопротивлялась, показывая необходимость экономии бюджетных ресурсов и сокращения внутреннего долга, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Администрация, несмотря на словесные заверения, наращивает социальные расходы, а депутатский корпус считает, что это наращивание возможно лишь при наличии реальных возможностей. То есть обязательства нужно принимать на себя лишь в том случае, если есть соответствующие ресурсы.
– Скоро губернатор внесет в Законодательное собрание проект бюджета на 2003 год…
– Это будет очень сложное рассмотрение бюджета. Боюсь, нам придется преодолевать методом согласительных комиссий очень серьезные препятствия, поскольку мы в текущем году не увидели решения кардинальных задач, которые перед собой декларативно ставила областная администрация. Не изменена концептуально ситуация в социальной сфере, не изменен концептуальный подход с точки зрения налоговой политики. Все говорят, нужно создавать инвестиционно-привлекательный климат, надо вводить льготный налоговый режим, но сегодняшние действия администрации этому прямо противоположны. Это можно иллюстрировать ситуацией с ценами на землю. Депутаты пошли на минимально дозволенные законодательством ставки, чтобы быстрее земля нашла владельца, чтобы быстрее на ней сформировались производственные комплексы, но губернатор закон отклонил. А пока не будет решен земельный вопрос, нельзя говорить об инвестициях.
Мы не находим взаимопонимания в вопросах, связанных со снижением налогового бремени. Даже несмотря на то, что есть показатель – за два последних года на фоне снижения налоговых ставок, налоговые поступления выросли в четыре раза!
Мы не видим решения государственных задач: развития инфраструктуры, то есть развития коммуникаций. Ведь это в наши обязанности входит контроль за любыми системами жизнеобеспечения: за дорогами, за водой. Кстати, у нас в области огромные проблемы с водой. Причем не питьевой, а технической. Ее просто не хватает. И вместо того, чтобы предпринимать какие-то действия по расчистке канала Волга-Уводь, вместо того, чтобы продолжать работы по строительству второй ветки канала, у нас занимаются поборами с предприятий. За перерасход нормативов приходится платить немыслимые деньги.
– Вы говорили о том, что депутаты прошлого созыва больше были нацелены на решение социальных вопросов.
– Социалка – проблема политическая. Надо либо отрабатывать такие схемы финансирования, чтобы деньги действительно доходили до населения, либо легализировать те схемы, которые сейчас сложились.
Надо сказать людям честно: если мы реально финансируем школы на семьдесят процентов, то пусть родители на законных основаниях через счета оплачивают остальные тридцать. Или пусть половина детей, из малообеспеченных семей, учится бесплатно, другие же на платной основе. Схемы есть.
Сейчас пенсионеры вынуждены занимать очередь в шесть утра, чтобы получить талончик на бесплатный прием к врачу. В рабочее время тот же врач оказывает платные услуги. Да разве это позволительно?
Не надо врать населению, обещая бесплатное образование и медицину. Вы не удивите ни одного родителя, если скажете, что надо в школе платить: на ремонты, там, деньги сдавать, еще на что-то. А надо сказать честно: ни на какие ни на ремонты! Просто мы финансируем школы лишь на семьдесят процентов. Остальное они вынуждены брать сами.
Переход к платному образованию и платной медицине неизбежен. Вопрос, будем ли мы плестись в хвосте или пойдем в ногу с ведущими регионами.
– ЗС с подачи областной администрации принимает массу целевых программ. Многие депутаты считают их неэффективными, но все же появляются все новые и новые.
– Что касается социальных целевых программ, надо говорить о давлении чиновников. Беда сегодняшней администрации состоит в том, что вернулись чиновничьи механизмы влияния на решение проблем. А это самое страшное. Пример: выносят программу поддержки материально-технической базы медицинских учреждений. Все эти учреждения являются государственными — областными или муниципальными. В рамках сметы этого учреждения все расходы должны быть учтены. Для этого не надо никакой специальной программы. А сейчас лоббируются интересы каких-то фирм, которые под дополнительные средства выбивают себе без всякого конкурса заказы то ли на поставку оборудования, то ли на ремонт. Это самое настоящее беззаконие. Социальная программа должна подразумевать дополнительные гарантии перед населением. Я не противник социальных программ. Они должны быть. Такие программы, как программа по поддержке одаренных детей, по поддержке детей-инвалидов, программы, касающиеся пожилых людей, программа «Ветхое жилье».
Надо уходить от лишних демагогических обещаний и сконцентрироваться на трех направлениях. Во-первых, бюджетная сеть — мы обязаны ее содержать. Во-вторых, те социальные программы, которые действительно жизненно необходимы, и наконец, инвестиционная составляющая.
– А как насчет хороших программ, не работающих из-за отсутствия финансирования?
– Чиновники не понимают, что своими действиями они сажают область на долги. В Бюджетном кодексе четко прописано, что любые обязательства государства, не предусмотренные в бюджете, должны приостанавливаться или отменяться. Если этого не делается, то все иски, по типу всем известных исков о денежной компенсации учителям за книгоиздательскую продукцию, станут регулярными. И, безусловно, эти иски будут выигрываться истцами.
Мы имеем обязательств, которые не учтены во внутреннем долге, на сумму около трехсот миллионов рублей. Что будет, если все кредиторы подадут в суд?
Все это продавливание пустых программ идет из-за отсутствия чувства ответственности. За это будет отвечать не губернатор, не депутаты, за это будет отвечать все население Ивановской области своими деньгами.
– В чем основные проблемы при принятии бюджета-2003?
– Во-первых, депутатам обладминистрация столько наобещала за два года и столько не выполнила, что сейчас депутаты будут принципиально отстаивать свои интересы. Вернее, не свои, а своих избирателей.
Во-вторых, каждый бюджет должен иметь свою идею. У любого же ивановца есть мысль, что что-то не так. Потому что на улицах грязно, дороги безобразные, горячей воды летом нет. Всем понятно, что с деньгами что-то не так. Значит, идеи нет.
– Депутаты полгода упирались, но все же дали деньги на восстановление ивановского гражданского аэропорта — почему?
– Деньги дали – это решение депутатов. Дали по просьбе областной администрации. Вложения сейчас идут как бы законные. Сейчас объясню, почему появилось это «как бы». Мы имеем право вкладывать деньги в областную собственность. Но есть требование налогового законодательства – любые инвестиции должны иметь экономическое обоснование. Я лично не против аэропорта, но нет там сейчас бизнеса, и никто не знает, каковы его перспективы. Ни Стариков, ни Бабич не могут ничего сказать по этому поводу. Они заявляют, что будущее предсказать невозможно, а говорят лишь о том, что собираются привлекать инвесторов, а для привлечения надо показать готовность структур аэропорта. Это безответственное расходование бюджетных средств. Бюджетные деньги – это не личные деньги губернатора, не личные деньги депутатов, их нельзя поставить на кон в той же рулетке в расчете на авось.
– Есть такое мнение, что в Законодательном собрании есть блок Мельников-Кабанов-Сироткин. Блок депутатов, противостоящих областной администрации?
– У нас есть политический блок. В этом смысле есть некоторое противостояние областной администрации. Есть дружеские отношения с депутатами. Но вы маленький обозначили блок — он гораздо больше. У меня прекрасные отношения с другими депутатами, но это не блок противостояния с администрацией.
– Несколько месяцев назад губернатор Ивановской области публично обвинил вас в получении взяток. Речь идет о деле «Славнефти». Чем закончилась история?
– Есть две части проблемы. Первая связана с самим налогом на вмененный доход для предприятий, занимающихся розничной торговлей бензином. Готов заявить: позиция депутатов по этой проблеме была абсолютно адекватна. Это подтверждают все расчеты.
Вторая проблема личностная, касающаяся обвинений. Создана депутатская комиссия. На все ее запросы, как в правоохранительные органы, так и в отделения «Славнефти», в Иваново, Ярославль и Москву были получены ответы, что никаких претензий к депутатам и ко мне лично нет. Я считаю, что с губернатором сыграла злую шутку его эмоциональность. Есть много версий причин произошедшего, но я не хотел бы о них говорить.
Хотелось бы заметить, что Владимир Ильич сейчас не только политик, но и представитель исполнительной власти и ему стоило бы быть осторожней в высказываниях. Мы, как депутаты, получаем массу информации о чиновниках. Даже информацию о делах, связанных с коррупцией. Но мы же не имеем должных полномочий, мы просто направляем материалы в правоохранительные органы. Хочется пожелать губернатору, если у него будет появляться какая-то компрометирующая информация, направлять ее в соответствующие органы.
Интервью вел Алексей КОТЛЯР