В этом сезоне ивановский «ТекстильщикЪ» имеет все шансы на то, чтобы выйти во второй – профессиональный – дивизион Российского футбола. Третий дивизион – любительский — со спортивной и со всех иных точек зрения не может восприниматься всерьез ни спортсменами, ни болельщиками.
Приступая к разговору о спортивном «Текстильщике», мы должны иметь в виду, что таковых четыре! «Текстильщик» вообще – как история и, что очень важно, как имя; муниципальное унитарное предприятие (то есть коммерческое предприятие) «Стадион «Текстильщик»; некоммерческое партнерство «Футбольный клуб» Текстильщик» и некоммерческое партнерство «Футбольный клуб» ТекстильщикЪ» (По российскому законодательству некоммерческое партнерство – это некоммерческая организация, которая своей основной целью не ставит извлечение прибыли и не распределяет ее между участниками, создается – в нашем случае – для развития физической культуры и спорта и удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.)
«Текстильщик» вообще – это футбольный клуб, который входит в десятку старейших футбольных клубов России, ведущих свою историю ранее, чем с 1937 года. Вначале команда называлась «Основа», потом «Красное знамя». «Текстильщиком» стала с 1958 года.
«Текстильщик» – это имя, традиции и – необходимость сохранения имени и традиций. Сомнений в этом нет никаких.
Недавно губернатор Владимир Тихонов, выступая по ивановскому радио, обмолвился парой слов о нашем местном футболе. Напомню, что сам Владимир Ильич родом из Шуи, а в Шуе есть команда «Спартак-Телеком», играющая сегодня во втором дивизионе. Стремление возродить ивановский «Текстильщик», когда «у нас уже есть команда, играющая во втором дивизионе», он назвал «местечковым патриотизмом».
МУП «Стадион «Текстильщик» был создан постановлением главы города (Троеглазова) в феврале 1998 года и в течение недели официально зарегистрирован как предприятие. Стадион как место для игры в футбол и как предприятие следует различать. МУП – коммерческое предприятие, главная задача которого – зарабатывание денег. При всем богатстве выбора в России у стадионов пока другой альтернативы, кроме открытия барахолок, рынков и складов, – нет. Ивановская мэрия здесь не отличилась оригинальностью. МУП «Стадион «Текстильщик» – это не «некоммерческое партнерство»; его главной задачей оздоровление или досуг населения не являются, поэтому он может заниматься всем чем угодно, даже деятельностью весьма далекой или совсем несовместимой с физкультурой и спортом. Чему, впрочем, удивляться – в середине 90-х Русская Православная Церковь была одним из основных импортеров водки и табака в Россию.
С 1992 года начинается новая история Текстильщика» – не вообще, а конкретного. В апреле 1992 года было создано некоммерческое партнерство «Футбольный клуб» Текстильщик». История его падения связана с деньгами. Такая формулировка может означать все что угодно и многие именно это «что угодно» и подозревают. Не вдаваясь в подробности, можно утверждать однозначно, что денег, в конце концов, не хватило для дальнейшей работы, почему все и кончилось. Так как НП «ФК «Текстильщик» – некоммерческое партнерство, то и сильного интереса к его деятельности со стороны правоохранительных органов не было.
«Текстильщик» с трудом отыграл сезон 1998 года и больше на футбольном поле никогда не появлялся. Каков тогда был бюджет клуба и мог ли он позволить существовать команде – сложно сказать, но точно известно, что стадион к тому времени разрушился полностью. На клуб в том сезоне из-за состояния поля и стадиона ПФЛ было наложено несколько штрафов, которые тоже сыграли свою отрицательную роль. К началу следующего сезона стадион привести в порядок не удалось, и за день до его открытия команда была снята с чемпионата.
Вместе с тем команда не нарушала спортивных принципов – просто денег не хватило. 26 октября 2000 года (за месяц до выборов губернатора и мэра) состоялось заседание Совета учредителей НП «ФК «Текстильщик». Учредители: бывший депутат Законодательного собрания (тогда еще депутат), директор и владелец магазина «Русь» Владимир Торопов, избранный в тот день президентом «Текстильщика»; вице-президент клуба (бывший президент) Евгений Иванов; заместитель председателя правительства Ивановской области (разумеется, в то время) Александр Бабиков, директор фирмы «Союз» Евгений Марков и Сергей Мазин. Они приняли принципиальное решение об участии «Текстильщика» в чемпионате России по футболу в следующем сезоне. Была возможность того, что ПФЛ разрешила бы клубу, при определенных финансовых гарантиях и ремонте стадиона, возобновить игру во втором дивизионе.
Нет сомнений, что если бы губернатором стал Анатолий Головков (Марков и Бабиков – его команда), то футбольный клуб «Текстильщик» возобновил бы свою деятельность, если и не во втором дивизионе, то в третьем точно. Но Головков проиграл Тихонову. Учредители «Текстильщика», а также его проблемы, возникшие при Тихомирове, для Тихонова — пустое место, к тому же на фоне шуйского «Спартака-Телекома». В общем, «Текстильщик» был обречен и до сих пор и пребывает в состоянии такой обреченности. По всей видимости, у НП «ФК «Текстильщик» есть долги и обязательства, которые ни областная, ни городская власть за него решать не собираются и не будут.
Однако же новый ивановский мэр Александр Грошев оказался большим патриотом и любителем футбола. Сам стадион уже к тому времени находился в собственности города – МУП «Стадион «Текстильщик». Вот здесь-то и появляется некоммерческое партнерство «Футбольный клуб «ТекстильщикЪ» (я специально выделяю «ять», чтобы акцентировать внимание на этом единственном отличии в названиях двух некоммерческих партнерств). Новый футбольный клуб был создан и зарегистрирован в апреле 2001 года. Его учредители: «Автокран», «Ивановская марка» (занимается реализацией того, что производит «Автокран») и администрация города Иванова. Президент клуба – Александр Грошев, директор – Василий Горощук. Новый клуб не является правопреемником «Текстильщика».
В прошлом году в написании клуба «ять» присутствовал всегда. В этом году руководство клуба относится к этому спокойнее: практически во всех газетных публикациях пишется «Текстильщик», а не «ТекстильщикЪ», что формально неверно, это то же самое, что вместо «Текстильщика» писать ЦСКА. Но это формально, а по сути и учредители, и футболисты, и болельщики воспринимают «ТекстильщикЪ» именно тем «Текстильщиком», который существовал не один десяток лет. Возможны ли в данном случае коллизии? Директор «Текстильщика» Василий Горощук считает, что нет. По его словам, никаких неприятностей с этой стороны он не ожидает: клуб создавался с нуля, проблемы того Текстильщика» у него же и остались, а все, чего новый клуб достиг, он добился самостоятельно. Вопроса с авторскими правами возникнуть также не должно: по словам Горощука торговая марка «Текстильщик» не зарегистрирована никем.
На месте руководителей ФК «ТекстильщикЪ» я не был бы столь оптимистичен. Отличие в написании путем добавки непроизносимого, а только печатаемого буквенного символа может быть судом признано как нарушение права на название. Разумеется, Грошеву никакая регистрационная палата не посмела бы отказать в его желании зарегистрировать название «ТекстильщикЪ». Однако, если владельцы того «Текстильщика» озаботятся этой проблемой, то шансы у них есть.
Теперь о шансах на выход во второй дивизион. Первое место в третьем дивизионе такой выход гарантирует, а «ТекстильщикЪ» сейчас лидер. Он уже и обладатель Кубка в нашей зоне (всего их девять). Обладатель Кубка кубков также выходит во второй дивизион. Место, где пройдут соревнования победителей зональных кубков, еще не определено. Иваново среди городов-претендентов. Неизвестен пока и регламент соревнований. Известно лишь, что матчи пройдут с 10 сентября в течение одной-полутора недель. По мнению Горощука, финалистов будет пять-шесть, а не девять. Вряд ли приедут команды из Сибири и Дальнего Востока. Некоторые из обладателей кубков в своих зонах не ставят задачи выхода в профессионалы, и для них этот турнир не имеет значения. «ТекстильщикЪ» такую задачу ставит. По нашим сведениям ивановский мэр и президент клуба Александр Грошев уже пообещал футболистам, что в случае выхода во второй дивизион, стадион будет доведен до уровня соответствия требованиям ПФЛ. Они, кстати говоря, не так уж и велики для второго дивизиона: персональными сиденьями должна быть оборудована лишь часть трибун и то лишь к концу сезона, в котором «ТекстильщикЪ» (возможно) уже будет играть во втором дивизионе.
Бюджет клуба, согласно требованиям, ПФЛ должен быть не менее полутора миллионов долларов. Василий Горощук утверждает, что эта сумма вполне по силам клубу. Сейчас как такового бюджета нет, а есть смета. Ее размер директор клуба назвать отказался, но пообещал, что при завершении сезона отчет о расходах-доходах будет представлен общественности. Среди источников финансирования в том числе и спонсорские средства. Четыреста шестьдесят тысяч рублей из городского бюджета должны быть перечислены клубу в четвертом квартале.
«ТекстильщикЪ» может внести дополнительную напряженность во взаимоотношениях губернатора и ивановского мэра. Налицо противоборство двух «местечковых патриотизмов». Грошев, как один из учредителей, не откажется от финансовой поддержки клуба за счет городского бюджета, на что Тихонов может ему попенять. Футбол по причине своей массовости — вещь в том числе и политическая. Воспользоваться темой возрождения «Текстильщика» («я», «при мне», да хоть даже и «мы», «при нас» и так далее) для поддержания собственного рейтинга очень соблазнительно. И даже если соблазн побороть, то, во-первых, это все равно сработает, а во-вторых, повод так думать все равно останется.
Чисто спортивная же составляющая здесь такова. Сегодня у нас есть шанс получить по-настоящему народную команду. Для этого необходимо сделать абсолютно прозрачной финансовую деятельность клуба. В Иванове, да наверняка и в области найдется немало желающих оказать посильную материальную поддержку одному из старейших футбольных клубов России. Если спонсоры будут уверены, что деньги пойдут футболистам, тренерам, детской спортшколе, на газон, а не улетучатся в неизвестном направлении, то и деньги они будут отдавать со спокойной душой. Для этого необходима не только финансовая прозрачность, нужна система культивирования «звезд», их имен, имиджа, должны быть известны гонорары футболистов. Вокруг команды должен сложиться мощный рекламный бизнес. При этом любой болельщик, сидя на стадионе, должен по праву считать «ТекстильщикЪ» не просто ивановской, но и своей командой. Нельзя допускать, чтобы клуб слишком сильно зависел от городских властей и от бюджетных денег. Когда команда выйдет во второй дивизион и встанет задача по выходу в первый, ситуация может кардинально измениться. «ТекстильщикЪ» сразу может стать очень востребован, в том числе и теми, кому сейчас до него и дела нет.