На прошедшей на днях пресс-конференции прокурор Ивановской области Николай Гамзин заявил, что следствие по делу о покушении на депутата Законодательного собрания Ивановской области Валерия Максимовского идет полным ходом, но существуют определенные проблемы, поскольку сам потерпевший со следствием сотрудничать не желает.
Предлагаем вашему вниманию два документа и короткое интервью с Валерием Леонидовичем.
Председателю Законодательного собрания Ивановской области Гришину В. С. Информация по уголовному делу № 2001320151.
«20 ноября 2001 года по сообщению о том, что в 18 часов 50 минут у подъезда дома № 43 по ул. Ермака в г. Иванове произошел взрыв, в результате которого получил ранения депутат Законодательного собрания Ивановской области Максимовский В. Л., прокуратурой Ивановской области… возбуждено уголовное дело № 2001320151.
Необходимо отметить, что сам Максимовский В. Л. в ходе следствия был допрошен всего один раз. Первоначально это было вызвано нестабильным состоянием здоровья потерпевшего, а в дальнейшем — его неявкой по вызовам следователя в прокуратуру. Следователем было вынесено постановление о признании Максимовского В. Л. потерпевшим, о чем последнему было известно, однако в силу указанных выше причин Максимовскому В. Л. постановление о признании его потерпевшим не было объявлено.
В ходе расследования наряду с другими проверялась версия о покушении на убийство Максимовского В. Л. в связи с выполнением им депутатских полномочий. Для полной отработки всех версий срок расследования по настоящему делу продлевался до 5 месяцев, то есть до 20 апреля 2002 г… После отработки всех выдвинутых следствием версий и выполнения всех следственных действий, возможных в отсутствии лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, 20 апреля 2002 года следствие по делу приостановлено… Органам дознания дано поручение об установлении лиц, причастных к покушению на убийство Максимовского В. Л. и лиц, причастных к изготовлению взрывного устройства…
Расследование уголовного дела продолжает находиться на контроле у руководства прокуратуры области. Ежемесячно из УВД Ивановской области истребуется информация о ходе выполнения поручений следствия об установлении лиц, причастных к покушению на убийство Максимовского В. Л. и причастных к изготовлению взрывного устройства лиц. Каких-либо результатов, свидетельствующих о необходимости проведения в этой связи следственных действий, не поступало.
Если Максимовский В. Л. пожелает дать следствию какие-либо пояснения, то уголовное дело будет немедленно возобновлено. Предлагаю Вам уведомить об этом В. Л. Максимовского.
Прокурор Ивановской области государственный советник юстиции 3 класса Н. С. Гамзин».
Члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Бакулину В. И.
«Уважаемый Валентин Иванович! Ваше обращение по уголовному делу о покушении на убийство депутата Законодательного собрания Максимовского В. Л. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено.
Уголовное дело, возбужденное 20 ноября 2001 года… проверено в порядке надзора.
Установлено, что взрывом радиоуправляемого взрывного устройства, которое было заложено в снегу рядом с дверью подъезда дома, где проживал Максимовский В. Л., ему причинено проникающее ранение черепа с повреждением головного мозга и другие телесные повреждения, т. е. тяжкий вред здоровью.
В соответствии с разработанным планом мероприятий… были выдвинуты и проверялись типичные версии покушения на убийство… Однако установить лиц, организовавших и осуществивших преступление, пока не представилось возможным, поскольку оно тщательно готовилось и совершено в условиях неочевидности.
Сам Максимовский В. Л. не назвал ни одной из предполагаемых причин содеянного. Допрошен он всего лишь один раз, т. к. первоначально это было вызвано серьезным ранением и нестабильным состоянием его здоровья, а в дальнейшем его неявкой по вызовам следователя в прокуратуру.
После отработки всех выдвинутых версий предварительное следствие по делу… приостановлено за неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых… Оперативно-розыскная работа по их установлению продолжается…
С уважением, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Н. И. Макаров».
***
Слово Валерию Максимовскому.
– Слова Николая Гамзина, прозвучавшие на пресс-конференции, о том, что Максимовский не желает сотрудничать со следствием, меня просто поразили. Где витает господин прокурор, совершенно непонятно. Известно, что следователь областной прокуратуры, ведший дело, в конце зимы переведен на другую работу. Он стал заместителем прокурора Ленинского района. Таким образом, получается просто замечательный винегрет: следователя нет; по словам прокурора области, дело расследуется полным ходом; генеральная прокуратура да и сам Николай Гамзин пишут, что следствие по делу приостановлено; в том, что расследование не дает результатов – виноват потерпевший. Впрочем, и потерпевшего нет, поскольку меня потерпевшим никто и не признавал. Видимо у прокуратуры есть какие-то свои логические коллизии. А господину Гамзину поскорее хочется уйти на пенсию и для него проще дело не вести, а выгоднее положить на полку и быть спокойным.
– В отсутствии работы над делом вы вините лично прокурора области?
– Не думаю, что у него есть лично ко мне какие-то претензии. Просто инертность, леность, желание поспокойней пересесть из одного кресла в другое (по мнению Максимовского, Гамзин метит на место Красина – начальника управления юстиции по Ивановской области. – А. К. ).
– Вас вызывали на допросы в прокуратуру?
– На третий день после взрыва в больницу прибыл следователь прокуратуры и на протяжении почти трех часов задавал вопросы. После восьмичасовой операции на головном мозге беседовать со следователем не очень приятно, но, тем не менее, на все вопросы я постарался ответить. После этого никаких контактов с представителями областной прокуратуры не было. После выписки из нейрохирургического отделения областной больницы я заболел вирусным гепатитом, после лечения антибиотиками у меня был сильнейший дисбактериоз. После долгого лечения я получил лишь одну повестку из прокуратуры. Получил 27 апреля.
Понимаете, в чем коллизия получается — 20 апреля следствие по делу приостановлено, а 27 приходит повестка. Зачем? Какая-то лукавость?
– И все же, что касается сотрудничества со следствием…
– Сотрудничать желаю. Меня называют известным предпринимателем, еще кем-то. Кем бы ни был, по образованию я математик, сейчас занимаюсь бизнесом. Но я не детектив. Поэтому, какая помощь может быть от меня следствию, я понять не могу. Я могу ответить на вопросы, которые мне зададут следователи. А ответить можно и письменно, могли и приехать ко мне, в конце концов.
Хотелось бы посоветовать все-таки тому человеку, который будет продолжать дело – наверное, кто-нибудь будет, поскольку областной прокурор заявил, что дело ведется – повнимательней отрабатывать версии, контактно и творчески работать с оперативниками из милиции.
– После ранения вы несколько отошли от работы в Законодательном собрании. Возможно ли ваше возвращение в депутатское кресло?
– Сейчас вроде бы вернулась некоторая частичка здоровья. Я вновь научился концентрировать внимание – когда преследует постоянная боль, на чем-то другом сконцентрироваться невозможно. Но предстоит еще одна операция…
Я, по возможности, поддерживаю связь с Законодательным собранием, работает общественная приемная, так что нельзя сказать, что я совсем не участвую в работе ЗС. Если не станет хуже, то осенью, когда депутаты вернуться с каникул, и я появлюсь в зале заседаний.
– Чтобы вы хотели передать Николаю Семеновичу?
– Что же ему сказать. Как-то не заладилась у Николая Семеновича жизнь на родине. Волею судеб, он стал большим прокурором, хотя не работал следователем, а всегда был прокурором по надзору над осужденными. Не профессионал он. Что же, пусть доработает. Хотелось бы, чтобы на его место пришел энергичный, молодой специалист, который бы действительно помогал побеждать преступность в области.
P. S. Уже вне интервью, через некоторое время Валерий Максимовский сообщил, что после личной телефонной беседы с Николаем Гамзиным, тот выделил для работы с депутатом нового следователя. Встреча была назначена на 10 утра 2 августа в прокуратуре, однако не состоялась, поскольку следователь оказался в командировке.