В отличие от водки в России почему-то не запрещена реклама пива. Со старых времен, когда пивзаводы носили лукавое название «пивобезалкогольный комбинат», принято относить этот древнейший напиток, который вкушали еще во времена египетских фараонов, к безалкогольным. Хотя показатель чистого алкоголя на объем на этикетках указывался всегда. Сейчас вроде бы пиво считается мало, но все же алкогольным напитком и, тем не менее, почти лимонадом. Вместе с тем отличие трех литров пива от трехсот-четырехсот граммов водки я знаю только одно: от пива голова тяжелей. Пиво действует исподволь, мягко и незаметно, и этим вводит в заблуждение – казалось бы неопасное потребление пива в совсем юном возрасте вырабатывает привыкание к алкоголю вообще и создает предпосылки к переходу к более крепким напиткам. Такой переход оказывается настолько плавным, что приводит к значительно более раннему началу употребления той же водки.
Пивная реклама создает определенную моду и даже стиль поведения, выражающийся в том, чтобы как можно чаще держать в руке бутылочку или кружечку с пивом. Споры о том, насколько необходимо ограничить рекламу пива и насколько его можно считать алкогольным-безалкогольным напитком, топчутся на одном месте несколько лет. Доводы апологетов неограниченного потребления пива – от лукавого: у них исключительно коммерческий подход. Не дожидаясь окончательного разрешения спора по существу рекламно-пивного вопроса, взрослые ответственные граждане могли бы и должны гораздо более ответственно подходить к пиву вообще.
Глядя на эту фотографию – ивановского мэра и его первого заместителя, демонстративно попивающих баночное пиво на глазах футбольных болельщиков на стадионе «Текстильщик» и перед объективами фото- и телекамер, я вспомнил детский праздник в Кинешме, на котором случайно оказался осенью прошлого года.
В Кинешме есть очень хороший городской парк, на крутом берегу местной Кинешемки, в котором проводится множество общегородских праздников. В тот день, когда я был в Кинешме, там проходило некое детское мероприятие. Толпу детей, бывших в парке можно было разделить на две категории: те, кто был с родителями и ел чупа-чупсы и мороженое и пил соки и лимонады; те, кто был без родителей и пил пиво. Обе группы примерно одинаковые. Детей – сотни. «Беспризорные» пили пиво – все.
Множество лотков торговали всем набором угощений, включая пиво. Увидев, как совсем маленькие мальчики и девочки (девять-десять лет) совершенно свободно покупают пиво, я несколько удивился и даже возмутился (совершенно зря, как оказалось). Продавщице, которая любезно открыла очередную бутылочку пива двум пацанам, я сказал, ты чего, мол, делаешь, тетка! Самое главное это то, как она на меня посмотрела. Не грубо, не хамски, с ее губ не слетело никаких сакраментальных фраз типа: а пошел ты и какое тебе дело и т. д. Нет. Она посмотрела на меня, как на инопланетянина, в ее глазах сквозило неподдельное изумление – такое, словно я возмутился тем, что она продает детишкам леденцовых петушков на палочке…
Я понял сразу все. Это была встреча двух миров – полное взаимное непонимание. Выросшие на пивобезалкогольной идеологии, подкрепленной постсоветской рекламой, эти люди даже не в состоянии понять, что они делают что-то неправильное. В этом парке взрослому нельзя было купить водки – потому что детский праздник. В этом парке ребенку можно было свободно купить пиво – потому что запрет на продажу алкоголя в местах отдыха и на детских мероприятиях есть, а запрета на продажу пива нет. Спаивать детей пивом можно, потому что взрослые, даже те, которые наделены официальной ответственностью, ответственность свою понимают формально: есть прямой запрет на водку, нарушишь его, по шапке дадут, а если ты торговец, то еще и лицензию отберут, а все остальное – ерунда, о которой не стоит беспокоиться.
Пиво продают детям, конечно же, не только в Кинешме, но тот случай был чрезвычайно откровенен и вызывающ. Он продемонстрировал, что все разговоры на эту тему – лишь дань условностям и электорату, а в обществе совершенно отсутствует понимание того, что происходит и что этого, вообще-то, допускать нельзя.
Вот я и думаю, Грошев, который в открытую лопает пиво, тем самым показывая, что все нормально, давая на подсознательном уровне посыл, что пиво можно – он кто? Алкоголик, который не может продержаться двух часов, чтобы не влить в себя спиртного или глупец, который не понимает, что распитие пива на глазах у тысяч людей мэром, это реклама образа жизни и разрешительное неписаное постановление? И то, и другое – очень плохо для всех нас.
Все это нисколько не дискредитирует власть. Наоборот. Не исключаю, что Александр Васильевич даже сознательно так пьет пиво, чтобы продемонстрировать свою близость народу, его интересам и желаниям. Однако же думаю, что редкий чиновник в такой ситуации позволил бы себе это, и уж точно, ни один родитель не хотел бы, чтобы его ребенок оказался один – без его родительского присмотра – на таком же детском празднике, как в Кинешме. Потому что до тех пор, пока наши мэры публично так себя ведут, каждый такой праздник – угроза.