Бюджетное послание главы администрации Ивановской области

Губернатор Ивановской области Владимир Тихонов направил в Законодательное собрание Бюджетное послание. Документ определяет основные направления бюджетной политики областной администрации, которые она намерена осуществлять в ходе разработки и выполнения бюджета на 2003 год.

Тезисы Бюджетного послания.

Основные задачи бюджетной политики.

Областной бюджет в 2001 году был исполнен, а на 2002 год сформирован без дефицита.

Бюджетная политика должна обеспечить эффективность управления бюджетными средствами и повысить качество бюджетного планирования. Формирование бюджетов разных уровней должно учитывать все государственные и муниципальные обязательства. Принятие новых обязательств возможно лишь при наличии необходимых финансовых ресурсов. Необходимо закрепить за муниципальными образованиями на срок до 3-5 лет доходы от регулирующих налогов, а также разграничить собственность, что порождает конкретные обязательства.

Первоочередные задачи бюджетной политики в области доходов.

Увеличение доходов должно происходить за счет увеличения налогооблагаемой базы, благодаря созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса, сокращения теневой экономики, эффективного использования земли и иной собственности. Необходимо укреплять систему налогового администрирования, отменять необоснованные и неэффективные налоговые льготы.

Первоочередные задачи бюджетной политики в области расходов.

Увеличение расходов возможно только в целях финансирования конкретных программ, обеспечивающих снижение соответствующих бюджетных расходов. Необходимо сокращать государственные и муниципальные обязательства и расходы, законодательно отменить нефинансируемые расходы. Следует пересмотреть внутреннюю структуру социально-культурной сферы с учетом перехода к рыночным отношениям, обеспечить заинтересованность бюджетных учреждений в повышении качества услуг и в экономии средств. Необходимо прекратить практику софинансирования бюджетных учреждений, при ее же сохранении следует менять их организационно-правовую форму.

Заказчики областных целевых программ должны нести ответственность за их реалистичность. Государственные закупки должны осуществляться на конкурсной основе. Необходимо продолжить практику оказания финансовой помощи промышленности и сельскому хозяйству в виде возмещения части затрат на уплату процентов по банковским кредитам на инвестиционные цели. Размеры управленческого аппарата на областном и местном уровнях должны быть сокращены.

Политика в области межбюджетных отношений.

Поставлена задача разграничения бюджетных обязательств и повышения ответственности за их исполнение между областным и местными бюджетами. Необходимо разграничить сферы ведения между уровнями власти, четко определить их полномочия. Муниципальным органам власти необходимо сконцентрировать имеющиеся ресурсы на безусловное выполнение принятых обязательств.

Совершенствование казначейских технологий.

Основной задачей является повышение эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами и обеспечение бесперебойного финансирования расходов. Необходимо добиться прозрачности исполнения областного бюджета. Муниципальным органам власти также надлежит перейти к использованию казначейских принципов исполнения местных бюджетов.

Политика управления государственным долгом Ивановской области.

Предполагается снижение долгового бремени. Необходимо ограничить предоставление государственных гарантий по кредитам получаемым в коммерческих банках. Привлечение заемных средств возможно исключительно в целях вложения инвестиций в высокоэффективные проекты с оформлением права собственности Ивановской области на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества акционерных обществ.

***

Бюджет 2003 года должен быть сформирован настолько реалистично и четко, чтобы не подвергать его изменениям в ходе исполнения.

На заседании администрации области, где утверждался проект Бюджетного послания, выступил начальник Главного финансового управления Александр Грузнов. Он сообщил, что в соответствии с новой бюджетной политикой Минфина расходы бюджетов могут быть увеличены только в абсолютных цифрах, но не выше процентного соотношения доходов к внутреннему региональному продукту (ВРП). Сейчас доходы областного бюджета составляют примерно 11 процентов от ВРП. На фоне общего снижения налогового бремени рост расходов будет жестко ограничен. Главным и единственным приоритетом объявлен экономический рост. Государство будет отказываться от финансовой поддержки промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Бюджеты всех уровней должны уйти от выполнения несвойственных функций, сконцентрировав усилия на исполнении собственно бюджетного законодательства.