Корпоративный скандал, разразившийся в США, немыслим в ивановском текстиле (у Батурина, дом 8 я без шуток не хожу)

Батурина, 8 – это адрес дома, в котором расположены несколько управлений администрации области. Главное из них, конечно же, управление экономики. Оно вот уже несколько лет вызывает у меня удивление и даже смех. И как раз в те минуты, когда прохожу мимо, пугая водителей служебного транспорта, скучающего в ожидании своих мелко-, средне- и крупночиновных седоков. Поводов случается много, так как все эти годы, за исключением относительно небольшого промежутка времени, хожу там на работу и с работы (сначала в редакцию «Иваново-Вознесенска», теперь «Курсива», волею судьбы располагавшейся и располагающейся на той же Батурина).

С управлением экономики у нас вообще беда – что в прошлой администрации, что в нынешней. Какая экономика, такое и управление скажут иные. Соглашусь с ними, но нельзя же сбрасывать со счетов и возможность обратного влияния, то есть управления на экономику, иначе непонятно, в чем смысл и задачи власти. Однако прежде чем продолжить о наших любимых экономике и текстиле, обратимся к чужому и нелюбимому – скандалу вокруг корпоративной Америки.

Скандал начался примерно год назад, когда выяснилось, что одна из крупнейших американских энергетических компаний Enron в течение многих лет занималась приписками своих основных фондов. Одно это дело уже было громким, попавшим на первые полосы газет не только в США, но и в Европе. Когда же началась вторая серия, с компанией WorldCom, то скандал начал материализовываться, то есть сопровождаться падением курсов, котировок и индексов американских предприятий. Президент Буш посвятил этому специальное заявление. Его администрация устами разного рода сотрудников угрожает «плохим» корпорациям расследованиями, еще более усиливая негативное отношение акционеров и инвесторов ко всей корпоративной Америке.

Обращает на себя внимание тот факт, что все эти заявления появились только после того, как факт приписок стал приобретать социальную значимость. Безусловно, что пока этого не произошло, даже самая хорошая администрация предпочла бы скрывать такого рода факты. Впрочем, не совсем так, скрывать-то тут особо и нечего, все дело в интерпретации. Как она (интерпретация) стала склоняться в сторону «мошенничества», так и последовала негативная реакция и тотальные расследования, которые выяснили, что такого рода приписками занимается немалое число крупных американских компаний. И в сущности правильно делает, потому как никакое это не мошенничество и не наши, в стиле расследований ОБХСС, банальные приписки, с целью закрыть нарядов на строительство побольше, а хороший, добротный и весьма эффективный, как оказалось, – маркетинг.

Суть проблемы. Компании свои затраты, скажем так непроизводственного характера, оформляют в публичных отчетах, как инвестиции в основные фонды. (Вот с этого момента начинаем нащупывать связь с нами. Есть в Ивановской области местный закон об инвестициях в основные фонды или основной капитал. По правде говоря, только такие инвестиции и есть инвестиции, поэтому определения в дальнейшем будем опускать.) Делалось это с одной целью – повысить привлекательность компании в глазах акционеров, как реальных, так и потенциальных. Последние это еще и дополнительные инвесторы, так как покупая акции, вкладывают деньги в компанию и еще более повышают ее стоимость и привлекательность. Пока в России граждане инвестировали финансовые пирамиды, по определению, не занимающиеся производством, в которых деньги гибли безвозвратно (классическое мошенничество), в Америке ее (неклассическое) мошенничество привлекало финансы в реальный сектор экономики. Это может быть не очень корректно с точки зрения добросовестной конкуренции: компания не совсем честно выигрывала соревнование за обладание инвестициями, что, в свою очередь могло привести к тому, что финансы шли не в наиболее эффективные сектора экономики. Но, согласитесь, это уже совсем другое дело. А если речь идет о выборе между инвестированием в американские компании и зарубежные, то для гражданина США здесь и сомнений быть не должно.

Сомневаюсь, что специалисты не знали о таком положении вещей, являющемся, как оказалось, почти что нормой. Но пока не прозвучали скандальные «мошенничество», «приписки», «обман акционеров» никто и не чесался. Рынок он и есть рынок – битва за инвестиции идет не на жизнь, а на смерть. Если компания по-выпуску-чего-угодно дает больше эффективной рекламы, чем аналогичная по-выпуску-того-же-самого, и имеет с этого преференции (извините, преимущества), то никто же ее не обвиняет в мошенничестве. Объявить себя более успешным, чем есть это отличный маркетинговый ход, до тех пор, пока ты справляешься со всеми своими обязательствами. Главное не перейти грань, за которой инвестиции начинают покрывать убытки от неэффективного производства, превращая процесс в финансовую пирамиду. Теперь можно и про нас.

Ситуация в текстиле плохая – аксиома. Почему плохая до недавнего времени много не говорили – плохая и все. Все публичные причины были скорее политического свойства, рассчитанного на выбивание бюджетных денег и протекционистские меры государства. О конкретике заговорили совсем недавно: демпинг, нездоровая конкуренция, низкое качество, раздробленность отрасли, превратившая ее из отрасли промышленности в мелкобуржуазную стихию лавочников. Говорили об этом редко. Наружу откровения вырывались иногда, на малопубличных заседаниях двух наших текстильных ассоциаций и в их кулуарах. Умалчивая об этом, текстильщики правильно делали: негоже о самих себе такое говорить. Сравните с тактикой и стратегией американских корпоративных мошенников – ситуация отличная, денег привлекли больше, чем в прошлом году, все освоили, в следующем финансовом году хотим и готовы освоить еще больше. Рапортовали акционерам и биржевикам, как у нас в старые добрые времена на пленумах и бюро райкомов, обкомов, ЦК.

Это, что называется, два мира – две системы. Два разных менеджмента. Аксиома нашим менеджерам неизвестная: хочешь инвестиций – не жалуйся, хочешь жаловаться – раскручивай на бабки государство.

Инвестор – дурак. Не в смысле оскорбления, а в смысле, что он об инвестируемом ничего не знает. Для того чтобы вложить деньги во что-то или в кого-то инвестор собирает об этих что-то и кто-то массу самой разнообразной информации, в основном абсолютно бесполезной. Одними из немногих относительно нужных являются бухгалтерские и прочие итоговые годовые отчеты. В глупой Америке, где отчетность проще и прозрачнее, компании умудряются записывать в инвестиции собственные расходы. Наши же, даже получив инвестиции, умалчивают об этом – соседи будут плохо завидовать, а местный мэр на какой-нибудь кондовый проект типа дня города больше чем у других попросит. Хотя запиши в инвестиции директор или собственник свой скромный домишко, на фоне стоимости комбината стоимость этой трехэтажной халупы дала бы такой внешний эффект, что директор сразу бы вошел в сотню самых успешных бизнесменов России. После чего и до настоящих инвестиций недалеко. Потому что инвестор – дурак. У Мавроди вся страна просила деньги взять, и он нехотя (потому что очереди), но брал.

И вот начальник управления экономики Ивановской области Владимир Соков вдруг на очередном совещании по текстилю делает заявления по демпингу, низкому качеству и т. д. Так, словно это откровение. От бесконечного повторения слов они ни во что не материализуются, а Соков не Хоттабыч, чтобы такими чудесами заниматься. Всем все ясно уже лет двести. Может он из газет мысли черпает? Газеты у нас страшилки про текстиль любят писать. Особенно те, которые говорят, что дают взвешенную и не скандальную информацию, хотя все последние десять лет, нагнетают мраку по полной программе, только вместо голых жоп и трупов у них – «социальная сфера» и «текстиль». Но это я так, к слову, не пнуть коллег мимоходом, это даже как-то не по-журналистски.

Нам бы вместо Сокова «мошенника» какого из Америки выписать. Он бы сначала путем нехитрых манипуляций Ивановскую область куда-нибудь во вторую десятку среди российских регионов пристроил (выше не надо, а то соседи обидятся). Потом объявил ивановский текстиль Меккой инвестиций. Сделать это очень просто, надо лишь записать все федеральные трансферты, а также всю доходную часть областного и городских-районных бюджетов в графу «инвестиции в основной капитал». И все – WorldCom отдыхает. А от этих честных чиновников-пессимистов, которые всю правду про нашу экономику каждому встречному поперечному рассказывают, не то что толку, от них вред прямой. С таким маркетингом в похоронном бюро работать надо. Да и то вряд ли: если постоянно заявлять, что число захороненных неуклонно и стремительно падает, никто же не подумает, что мрут меньше, подумают, что либо неучтенка, либо сами окапываются. Нет, оптимизм нужен во всем. Приехал к нам замминистра Фридлянов, специалист по легкой промышленности и сказал: я в ваш текстиль верю. Народ так и сел.

Дабы избежать обвинений в пустом критиканстве выскажу вполне конкретное предложение. Управление экономики следует распустить. Еще оставшиеся у него вполне прагматичные функции по лицензированию или еще чему-нибудь передать в муниципалитеты и Торгово-промышленную палату. Вместо же него, с гораздо более скромным бюджетом и штатным расписанием, создать управление рекламы и маркетинга Ивановской области. Для чиновников на пальцах объясняю: не для того, чтобы рекламную деятельность контролировать, лицензировать и налогом облагать, а чтобы этой самой деятельностью за-ни-ма-ться. При управлении неплохо бы создать отдел приписок и искажения статотчетности. Проблем с кадрами не будет – чиновникам эта работа давно известна и по плечу, главное, чтобы приписывали в нужном направлении, а то этих специалистов по черному пиару тянет все куда-то к земле поближе.

И еще одно предложение: издать губернатору постановление, которым обязать: «О текстиле либо хорошо, либо ничего», поскольку впору уж кричать «поручик Ржевский, молчать»!