Любимейшая тема ивановской журналистики, а именно, время отставки начальника областного УВД, генерал-майора Геннадия Панина, несомненно, требует продолжения. Генерал отправился в отпуск, и есть мнение, что из отпуска он на пост не вернется. Или вернется, чтобы только написать заявление об уходе и сдать дела. Мнение основано на сведениях об одном из аспектов прошломесячной встречи и беседы губернатора Ивановской области Владимира Тихонова с президентом Владимиром Путиным, до сих пор никак не обозначавшимся в прессе. Насколько нам стало известно, Тихонов обращал внимание Путина на крайне неблагополучную обстановку с преступностью в области и нашел понимание у президента. А как может проявиться президентское понимание? Вероятнее всего – кадрово.
О судьбе Панина, собственно, больше сказать нечего. В конце концов, любой чиновник рано или поздно покидает пост. Зато воля к победе, проявляемая Тихоновым, заслуживает отдельного разговора.
Общая для российских губернаторов проблема трудно регулируемых отношений с руководителями региональных подразделений федеральных служб давно всем известна и подробно описана со всех сторон. Каждый губернатор решает ее по-своему. Вот, например, бывший глава Ивановской области предпочитал дружить с тем же Паниным. И это ему удавалось. Правда, ценой больших уступок от общего объема властных полномочий. Такую тактику можно называть сотрудничеством, но только в том случае, если область браво шагает по пути процветания. Такового шагания не наблюдалось. Значит более точное определение подобного сосуществования: не сотрудничество, а двоевластие. А поскольку не один лишь Панин проявлял себя любителем порулить, то и числительную составляющую слова «двоевластие» можно смело менять в сторону увеличения как минимум до «пяти-».
Тихомирова в целом такое положение вещей устраивало. Во всяком случае, мы не припомним ни единого факта проявления им неудовольствия по поводу не очень судьбоносной, прямо скажем, роли администрации области в этой самой области. Причем заметим, что в тихомировские времена Кремль (т. е. Ельцин) поощрял или, по крайней мере, не возбранял сильное губернаторство. Не то, что теперь.
Но теперь и губернатор в Иванове другой. Никакого многовластия ему здесь не надо, а сотрудничество (в прямом смысле этого слова) с генералом как-то сразу не задалось. Вернее всего из-за генеральского нежелания слегка подвинуться. Выходов из крайне неприятного для всей области противостояния существует два: либо губернатор, либо генерал должен уйти. Но поскольку Тихонова выбирал народ, а Панина всего лишь назначал министр, то уйти должен генерал. Он мог уйти как-нибудь красиво, т. е. или совсем уж разругавшись с губернатором в пух и прах и хлопнув дверью, или, наоборот, молча, с гордо поднятой головой. Но не успел… И уходить ему придется «потому что так решил Тихонов».
Пример бывшего полномочного представителя президента в Ивановской области Владимира Толмачева у всех перед глазами. Собственно, только Толмачев и Панин публично критиковали Тихонова и его команду. Толмачев уже уволен, Панин будет уволен вот-вот. Посему третий желающий поднять забрало и открыть рот сыщется нескоро.
Впрочем, сам-то генерал Панин уходить не намерен. Т. е., покинуть пост, еще совсем не означает, отпустить рычаги власти. Такой вариант для начальника областного УВД даже наиболее предпочтителен, если иметь в виду, что он нацелился побороться за пост губернатора на следующих выборах. Во-первых, он сбросит бремя ответственности за происходящее в области сейчас, с легкой душой ударится в оппозицию, и к выборам все уж и перестанут ассоциировать его с действующими властями. Во-вторых, сохранится властный ресурс милиции и дружественных ей силовых ведомств.
Но для того, чтоб сохранить рычаги в своих ладонях, не занимая при этом официального поста, нужна, по крайней мере, одна составляющая – абсолютно и беспрекословно свой преемник в кресле начальника областного УВД.
До шестого июня сего года таким человеком можно было смело считать первого заместителя Панина Виталия Моткова, причем с действительно неплохими шансами возглавить ивановскую милицию. Он, несомненно, обязан своим карьерным ростом генералу, мог рассчитывать на его поддержку и в деле рекомендаций в Министерстве внутренних дел. И, наконец, полковник Мотков не был замечен в скандалах, каковые, вообще-то, часто обрушиваются на высшее милицейское руководство области, всеми характеризуется как большой профессионал своего дела, никогда не участвовал в политических интригах. Последнее обстоятельство не давало губернатору повода быть против кандидатуры Моткова, даже если предположить, что Тихонов на сто процентов уверен в незыблемости связки Панин-Мотков.
Повод явился шестого июня в виде не очень интересных для обывателя мероприятий милиции по выемке финансовых документов в акционерном обществе «Полет». Документы касаются так называемого зачета по НДС с экспортных поставок. Чтобы читатель, далекий от проблем российского экспорта, не слишком забивал себе голову подробностями, скажем только, что в стране около года существовала зачетная схема для экспортеров, по которой остались должны государству тысячи предприятий по всей России. В Ивановской области таких предприятий около шестидесяти. Причем, долги касаются именно крупнейших ивановских производственных фирм – машиностроительных, текстильных, перерабатывающих и т. д.
Проблема висит давным-давно, считается почти не разрешимой, а списки должников также давно есть в правоохранительных органах. До минувшего четверга никто особенно не чесался. В четверг начали с «Полета», хотя должен он меньше очень многих…
Зато до недавнего времени, а значит и в период, которого касается проверка, «Полет» возглавлял Валерий Васильев, четыре месяца назад назначенный губернатором на пост директора «Ивавтодора». Васильев, несомненно, — одна из крупных фигур в команде Владимира Тихонова, да и участок работы, ему доверенный, ключевой, поскольку директор «Ивавтодора» контролирует деньги Дорожного фонда.
Посему можно утверждать, что мероприятия в «Полете» — чисто политическая акция, проведенная милицией против команды губернатора с вероятной целью скомпрометировать Васильева. А акцию, получается, провел Мотков, т. к. Панин в отпуске.
С политической точки зрения, как нам кажется, акция заранее не удалась, поскольку повод-то уж больно слабоват. Панин-то, помнится, намекал на имеющиеся у него изрядные компрометирующие сведения против вице-губернатора Александра Канаева и первого губернаторского зама Михаила Бабича. В этом смысле стартовый реальный шаг правоохранителей против Васильева выглядит жалким и неубедительным.
Зато теперь губернатор обрушит все свои способности в «работе с кадрами» на Виталия Моткова, и его шансы стать начальником облУВД покатятся к нулю. Зачем Панин сделал Моткова разменной монетой? Ошибся? Поспешил? Или, может, зря говорят, что именно Моткова генерал видит своим преемником?