Боливар не вынесет двоих

В 1999 году в правительстве Российской Федерации появился документ, в котором группа ивановцев – депутатов Государственной думы – выступила с предложением передать пакет акций акционерного общества «Шуйская водка» из федеральной собственности в собственность Ивановской области. Одним из подписантов прошения был нынешний губернатор Владимир Тихонов. С тех времен прошло много времени, но, похоже, старые идеи нашли свое воплощение в новой реальности.

Есть, как минимум, две объективные причины, которые не дают чувствовать себя спокойно руководству «Шуйской водки». Это — выход из следственного изолятора бывшего директора «ШВ» Андрея Серова и приход на ивановский алкогольный рынок компании «ОСТ-Алко» (недавно купившей контрольный пакет акций Петровского спирткомбината), известной своим брэндом «Черноголовка».

Первая проблема, скорее, лежит в рамках иррационального. Свергнутый на прошлогоднем собрании акционеров «Шуйской водки» с престола Серов сейчас представляет угрозу скорее психологическую, чем реальную. Собрание акционеров предприятия прошло 23 мая, чуть менее недели до того, как Андрей Клавдиевич вступит в права наследования и получит на руки блокирующий пакет акций. Отец Серова умер перед самым Новым годом, а по закону право наследования наступает через шесть месяцев. Подконтрольными же Андрею Клавдиевичу на момент собрания акционеров были около 13 процентов акций. Столько же было у отца. Впрочем, по нашим сведениям, Андрей Клавдиевич на сегодняшний день не намерен участвовать ни в какой борьбе на своем бывшем родном предприятии. Более того, по всей видимости, Серов лишится последнего более-менее высокопоставленного союзника на заводе.

Отчет руководителя акционерного общества обычно проходит спокойно и без эксцессов. Критические замечания считаются плохим тоном, даже вопросов акционеры стараются не задавать. В нашем же случае присутствующим удалось послушать начальника цеха безалкогольной продукции, ликвидированного в конце апреля «из-за крайне сложного финансового положения на предприятии», – Олега Куликова.

Самого Куликова крупным акционером назвать нельзя: он лишь распоряжается 160 акциями (чуть более 1%) Андрея Серова и является его союзником. На собрании Куликов вежливо раскритиковал финансовую политику руководства предприятия и публично расстроился по поводу закрытия своего цеха. Надо думать, речь Куликова можно считать последним словом приговоренного. Нет сомнений, что он в ближайшее время будет уволен – кому нужен начальник несуществующего подразделения.

Как уже говорилось, проблема Серова, скорее, психологическая. Участвуй он в собрании всеми акциями (в том числе теми, в наследования которыми он на тот момент не вступил), нынешнему руководству «ШВ» не удалось бы внести изменения в Устав акционерного общества. А так главная цель была достигнута: генеральный директор теперь будет избираться не общим собранием акционеров, а советом директоров, со всеми вытекающими последствиями (нынешний гендиректор Сергей Виноградов вновь избран советом директоров на срок пять лет).

Теперь перейдем ко второй проблеме «ШВ» и вернемся на несколько недель назад. За последний месяц различными структурами было скуплено около 2 процентов акций предприятия. Мы живем не в Соединенных Штатах, потому предполагать, что акции скупали какие-то биржевые игроки в надежде сыграть на курсе, было бы наивно. Логику покупки такого пакета понять нелегко, особенно зная приблизительный расклад сил: 49 процентов акций «Шуйской водки» принадлежат федеральному государственному предприятию «Росспиртпром», владеющему пятой частью всех российских спиртопроизводящих и ликероводочных предприятий, с 27 мая около 26 процентов у Серова, остальные акции распределены между миноритарными акционерами. Из этого понятно, что Серову, и так имеющему блокирующий пакет, и мелким акционерам, не имеющим фактически ничего, 2 процента не нужны. «Росспиртпром» сейчас контрольным пакетом не владеет, но, по некоторым признакам, его представители к скупке акций отношения не имели. Остается третья сила.

Давайте еще раз вспомним письмо депутатов Госдумы о передаче «Шуйской водки» области. По всей видимости, идея 1999 года не забыта, и сейчас областная администрация ведет работу в этом направлении. Логику администрации понять можно, особенно в свете появления на Петровском спиртзаводе новой команды из Подмосковья.

На «Петровском» так часто публично заявляют, что открытие линии по розливу водки не входит в планы предприятия, что мало у кого уже есть сомнения, что эта линия будет открыта. И уж как минимум, в «ОСТ-Алко» не смогут отказать себе в удовольствии войти на ивановский рынок новым для нашего региона брэндом «Черноголовка». Иметь два мощных однопрофильных конкурирующих предприятия на одной территории нелепо. Скорее всего, в этом и заключается предложение администрации: область имеет 49 процентов акций «Петровского», было бы неплохо взять под свое крыло и 49 процентов «Шуйской водки». А два скупленных недавно процента и могут, присоединившись к сорока девяти, дать контрольный пакет.

Реальность воплощения вышеописанной схемы оценить сейчас сложно. С одной стороны, решение по передаче акций, принадлежащих «Росспиртпрому», может принять лишь государство (поскольку акции «Росспиртпрому» не принадлежат, а находятся лишь в управлении). По той же причине ФГУП не может сам передать их в трастовое управление. С другой стороны, мы знаем о пробивной силе вице-губернатора Ивановской области Михаила Бабича, каким-то образом нашедшего способ взять в аренду спиртопроизводящее оборудование «Петровского», что изначально любому могло бы показаться абсолютно безнадежным делом.

Кроме Бабича, есть и другие игроки, желающие взять «Шуйскую водку» под крыло области и, соответственно, «Петровского». Это и депутат Госдумы Пекарев (генеральный директор компании «ОСТ-Алко», владеющей контрольным пакетом «Петровского»), и некто Брынцалов, имеющий тесные связи с Пекаревым.