Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ в Ивановской области закончило ревизию финансово-хозяйственной деятельности Территориального фонда обязательного медицинского страхования в той же, разумеется, Ивановской области, окинув своим бдительным оком два года – 2000-й и 2001-й. А так как обязательное медицинское страхование здесь реально действует с 1998-го года, в котором только пристреливались к новой схеме обеспечения граждан социальным минимумом бесплатного медобеспечения, то проверка КРУ показательна не в смысле обычной финхоздеятельности, а в смысле эффективности ТФОМСов как таковых.
Внимательно и беспристрастно прочитав все шестьдесят три листа акта ревизии, мы решили, не претендуя, впрочем, на безоговорочность этого решения, что ТФОМСы (или, быть может, только ивановский ТФОМС?) не просто неэффективны, а вообще не нужны или даже вредны одной хотя бы своей ненужностью, поскольку являются «вещью в себе», т. е. «аккумулируют средства, поступающие от обязательных страховых взносов предприятий, организаций учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности» не столько ради того самого социального минимума, сколько ради себя.
Вообще, такое подозрение должно возникать у всякого гражданина, надумавшего стать хозяйствующим субъектом хоть какой формы и ради сего полезного мероприятия впервые попавшего в ивановский ТФОМС на регистрацию. Из казенных контор Иванова круче офисов ТФОМСа, пожалуй, только офисы местного отделения ЦБ РФ. Облфинуправление и таможня отдыхают. Но одно дело – подозрения, а другое дело – документ, полезный для чтения.
2000-й год (в 2001-м ситуация, в принципе, аналогичная, поэтому ограничимся анализом одного года). Доходная часть бюджета ивановского Фонда составила 523, 5 млн. руб. Сумма для Иванова преизряднейшая. Для сравнения: консолидированный бюджет всей области в том же году составил 2 113 млн. руб., из которых три четверти – финансовая помощь из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Т. е. доходы ТФОМСа почти равны собственным доходам Ивановской области. И это притом, что деятельность губернатора как главного распорядителя областных денег жестко регламентирована и рассматривается депутатами и прессой под микроскопом. А деятельность исполнительного директора Фонда основывается на общих положениях закона РФ «О медицинском страховании граждан» десятилетней давности и не более того. В реальности Фонд (читай, дирекция Фонда) сам собирает страховые взносы с хозяйствующих субъектов, сам контролирует сбор, сам штрафует за просрочки, сам разрабатывает программы, по которым собранное распределяется, и сам эти программы воплощает в жизнь. Схема – порочная изначально, в теории. Она провоцирует злоупотребления даже в том идеальном случае, когда вся дирекция – кристально честные люди.
Из 523,5 миллионов 210 – страховые взносы работодателей, 270 – бюджетные платежи в ТФОМС на медицинское страхование неработающих, остальное – пени, штрафы, федеральные субвенции и еще по мелочи.
Израсходовано 518, 5 миллионов. Из них 417 – на программу, 80 – на «отдельные мероприятия по здравоохранению», 16 – на содержание исполнительной дирекции, 5,5 – на «прочие расходы».
Пока не станем вдаваться в некоторые любопытные подробности трат, а обратим внимание на самое главное. Потрачено почти столько же, сколько собрано. Можно считать, что ровно столько же, т. к. остаток переходит на следующий год и с таким же успехом тратится. Из чего следует один очень простой вывод: никакого страхования в прямом понимании этого слова не существует. И если кто-то станет вам втирать мозги на предмет того, что вот, дескать, работодатель из вашей зарплаты вычитает процент в ТФОМС, но эти деньги никуда не деваются, а где-то вроде как бы копятся, — плюньте тому в глаза. Пример ивановского ТФОМСа показывает, что ничего нигде не копится, а сразу же тратится, причем, имея в виду нынешнее состояние бесплатной медицины, тратится, во-первых, бездарно, а во-вторых, во многом вообще не на медицину, а на содержание аппарата самого Фонда.
Поэтому всякий нормальный и любящий свою страну гражданин должен договориться со своим работодателем (а работодатель — со своей гражданской совестью), что формально, для отчета перед ТФОМС, его зарплата будет равняться прожиточному минимуму. Только тогда гражданин выполнит основополагающую статью уже поминавшегося нами закона «О медицинском страховании», которая гласит, что обязательное медицинское страхование – это путь к достижению социальной справедливости. А какая может быть социальная справедливость, если один платит свой процент с двадцати тысяч своей зарплаты, другой – тот же процент с двух тысяч, а услуги получают абсолютно одинаково убогие. Это уже не социальная, а социалистическая справедливость.
Помнится, когда-то, кажется, Александр Руцкой, еще будучи вице-президентом, предлагал не городить огород, а завести каждому работающему спецсчета в Сбербанке, куда и перечислять в обязательном порядке процентный минимум. На такие же счета неработающим шли бы перечисления из бюджетов. Захворал, полечился — больница сняла с твоего счета сумму за лечение. Опять же всегда можно посмотреть, сколько у тебя денег на счете, а значит, со спокойной душой платить процент от реальных своих доходов. А экономии-то сколько на содержании аппарата ТФОМСов.
Ну хорошо, пусть без Сбербанка, ему и так неплохо живется на всяких возлегосударственных операциях. Пусть бы деньги на бесплатную медицину продолжали идти через бюджеты, ведь все равно больше двух третей из них и идет. Во-первых, за тех самых неработающих, во-вторых, ТФОМС платит только зарплату врачам, за некоторые лекарства, спецодежду и продукты. А ремонт, коммуналка, капитальное строительство все равно на бюджетах висит. Могли бы уж заодно и зарплатой заняться. Нет, определенно, ТФОМС – явно лишняя штука.
Но почему-то решили, что между обязательным и добровольным медицинским страхованием должна возникнуть какая-то конкуренция, которая приведет к улучшению, удешевлению и всеобщей гармонии. А какая может быть конкуренция с государственным монстром, которому граждане должны платить в обязательном порядке? В результате имеем дополнительных бюрократических захребетников; не страховой сбор, а просто дополнительный налог, причем явно завышенный; все ту же тоскливую бесплатную медицину, в которую граждане все равно несут деньги на простынки и таблетки; прежний дубовый принцип расчета финансирования от пресловутых койко-дней; полное отсутствие конкуренции в области медицинского страхования и хилую зарплату врачей и младшего медперсонала, работающих в здравбесплатности.
А теперь как раз самое время сказать несколько слов о доходах чиновников ивановского ТФОМСа. Не станем утомлять читателя детальной расшифровкой всяких хитроумных схем по работе с должниками Фонда, с фирмами-поставщиками, с теми, кто убедительней просит, с взаимозачетами и прочим. В общем-то, все это стало уже, увы, банальностью и в теории всем хорошо известно, как известно и то, что все это можно проворачивать на вполне законных основаниях: в тепличных условиях самого себя контролирующего монополизма что не работать. Но есть один самый убедительный и знаковый показатель, можно сказать, эталон деятельности контор, подобных ТФОМС. Квартиры! За счет средств Фонда или, если называть вещи своими именами, за счет ивановского нищего здравоохранения заместитель исполнительного директора Михаил Кострюков приобрел трехкомнатную квартиру в известной блатной многоэтажке на улице Суворова за 516 тыс. руб. Ревизоры КРУ считают эти расходы Фонда нецелевыми, т. е. незаконными.