Предлагаем вниманию читателей интервью с председателем Законодательного собрания Ивановской области Владимиром Гришиным. Беседа с ним началась необычно: Владимир Сергеевич сказал, что очень рад, наконец, поговорить с журналистом из «Курсива» и сам задал вопросы нашей газете. Почему «Курсив» так зол на депутатов ЗС, а его председателя считает человеком нечестным? Почему решения, которые он принимает, газета считает неправильными? Это законное право депутатов — проводить закрытые заседания ЗС, газета же считает, что это противоречит демократии.
Таково было вступление Владимира Гришина, после чего он уже ответил на интересовавшие нас вопросы.
— Владимир Сергеевич, как вы оцениваете свою деятельность за время работы в Законодательном Собрании, все ли удалось и удается выполнять из тех обещаний, которые были даны перед выборами?
— Я депутат двух созывов. Сегодняшнее ЗС отличается от собраний предыдущих созывов и другими задачами, и другим составом, и другим микроклиматом. Прошлый состав жил ностальгией; не реализация реформ, а «размазывание» бюджетного пирога по территории Ивановской области в первую очередь волновало депутатов. Нынешнее ЗС не смотрит в рот председателю, главе администрации или кому бы то ни было. Это очень свободные в своих высказываниях люди, определяющие четкие приоритеты. Например, выделять средства только тем предприятиям, где есть собственность области. Вот мы 2 года кормили строительство комбината детского питания деньгами областного бюджета, а не имеем там никакой собственности. В нынешнем созыве мы жестко определились: если нашей собственности нет, мы туда ни копейки не вложим. Если мы в колхозы и совхозы вкладываем деньги, там должна быть собственность области. Т. е., или отдавай области акции, или делай ее долевиком-собственником. Второй момент – у нас социально ориентированный бюджет. Мы решаем вопросы по выплате долгов по детским пособиям, дорабатываем вопросы по книгоиздательской продукции. Мы работаем по принципу: сначала отдадим долги, а потом уже будем развиваться. Сейчас у нас принято 13 программ, и только 4 финансируются: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Старшее поколение» и «Одаренные дети», остальные в бюджет не заложены. Беда нашего ЗС в том, что мы принимаем программы, а изменения в бюджет вносим не сразу. А в бюджете денег не хватает.
Оценивать свою работу трудно. В душе я все также остался строителем, только теперь я пытаюсь построить мостики между депутатами, ведь у каждого свои амбиции, свои интересы. Поэтому порой очень трудно бывает принять решение.
— Каково, на ваш взгляд, положение дел в экономике Ивановской области?
— В прошлом году мы имели темпы роста до 9 процентов. Текущий год – минус 2 процента к уровню прошлого года за 3 месяца. Но потребление предприятиями электроэнергии увеличилось! А темпы упали… Значит скрываются объемы производства, за счет этого уходят от уплаты налогов, и мы недополучаем средства в бюджет. Но параллельно с этим есть и ряд объективных причин: темпы роста снижаются в целом по России.
Малый и средний бизнес области формирует 12 процентов областного бюджета. Для его развития депутаты ЗС резко, на 50 процентов снизили налоги на бытовые услуги: парикмахерские, бани, прачечные и т. д. Одновременно с этим происходит повышение тарифов, Госдума вводит единый социальный налог – и у предпринимателей объемы налогооблагаемой базы возрастают в 4 раза. Они резко уходят в тень. Полномочный представитель президента Георгий Полтавченко собирает нас всех на Совете Центрального федерального округа и говорит о необходимости отмены единого социального налога. 18 субъектов Федерации обращаются в Госдуму с этим предложением. Путин предложил 2 варианта для предпринимателей: 15 процентов от объема реализованных услуг или же налог на вмененный доход по сниженной процентной ставке за минусом социального налога. Для нашей области налог на вмененку очень выгоден и уже работает. Но без мер по увеличению таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары легкой промышленности, по созданию нормальных условий для развития текстильной отрасли, Ивановской области будет очень тяжело.
— Что вы можете сказать о сегодняшних проблемах села?
— Общими для всех наших сельских районов являются проблемы дорог, газификации, водоснабжения, ЖКХ. Вообще же село медленно умирает. Самогоноварение, люди спиваются, в колхозах работают единицы, люди потеряли уверенность во власти.
— Как вы относитесь к коммунальной реформе?
— Я против повышения цен на жилищно-коммунальные услуги категорически. Ведь реформа подразумевает не только повышение цен. Она подразумевает создание конкурентного рынка услуг ЖКХ, и на фоне этого рынка мы, Законодательное собрание вместе с местным самоуправлением, должны способствовать созданию товариществ, которые бы предоставляли услуги. Условия такие: богатые люди платят 100 процентов, остальные – не более 22 процентов от общего бюджета семьи. Сегодня эта проблема очень остра. Не случайно на ЗС 26 апреля было сказано о забастовках в Воронеже, они могут начаться и у нас. Но нельзя ни в коем случае за счет промышленных предприятий решать вопросы долгов населения.
— Недавно губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын предложил объединить Костромскую, Владимирскую и Ивановскую области и присоединить их к Ярославской. Как оценило ЗС такую идею, и как вы лично к ней относитесь?
— Лисицын предлагает решить вопрос об объединении областей указом президента. Но стоит только тронуть статью 65 Конституции и Федеральный закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ», предусматривающие возможность нового территориального образования в России, за ними еще 25 статей потребуется изменить. Я отношусь к этой идее отрицательно, как и любой патриот. Я уверен, что текстильная промышленность – богатая отрасль, только надо умело ей руководить. Это рубль, который в год семь рублей может давать. Почему никто не считает, сколько затрат потребует такое объединение? Но Ярославль станет, чуть ли не второй Москвой, сосредоточив у себя множество финансовых потоков. И, конечно, господину Лисицыну вместо 6 миллиардов лучше получить 26. Да, у них есть шинный завод, моторный завод, завод по переработке нефтепродуктов, ну и что? Такое серьезное решение должно приниматься только на основе референдума. Я считаю, что Ивановской области это ничего хорошего не принесет.
— Что вы думаете о новом Уголовно-процессуальном кодексе, который вступит в силу 1 июля?
— Я могу сказать, что законы, принимаемые Государственной думой, не всегда достаточно проработаны. По УПК идет спор в отношении смертной казни. Я – за нее. В целом мы снижаем по УПК уровень наказуемости за преступления. Это, очевидно, дань демократии. Чувствую, что к убийцам надо применять самые жесткие меры.
— Как вы относитесь к созданию комиссий по помилованию в субъектах Федерации?
— Это правильное решение, думаю, что субъекты будут жестче поступать при принятии решений. Уже 2 прошения рассмотрено на комиссии по помилованию в Ивановской области и по обоим приняты отрицательные решения.
— Владимир Сергеевич, как бы вы прокомментировали возбуждение уголовного дела по злоупотреблениям в Дорожном фонде во время вашего руководства «Ивавтодором»?
— За мои 5 лет работы в управлении «Автодор» произошел скачок. Когда я туда пришел, строительство, ремонт автомобильных дорог были на нуле. При мне начали строить по 25 км дорог в год, начали ремонтировать. Но все-таки меня упрекают в нечестности, в использовании служебного положения. 2 года ведутся какие-то действия, но со мной пока никаких разговоров не было, что и обидно. И если бы сегодня все вернуть назад, я, наверное, бросил бы тот молочный завод и не стал его строить. «Ивэнерго» мне было должно 50 млн., им сельское хозяйство должно было за электроэнергию. «Ивэнерго» мне сказало: мы тебе 10 лет не отдадим 50 млн., сиди с этим долгом. Администрация на меня нажала: давай зачет проведем, мы тебе потом живыми деньгами эти 50 млн. вернем. Они, кстати, уже на 80% возвращены живыми деньгами сегодня. В суд на «Ивэнерго» уже подали федеральный бюджет, областной бюджет, Пенсионный фонд… И все ждут денег. Я поступил иначе: и сельское хозяйство не пострадало, и деньги почти все возвращены.
***
На вопрос о том, в какой стадии находятся сейчас уголовные дела в отношении депутатов ЗС, и почему г-н Гришин решился озвучить обвинения губернатора против депутата Мельникова, касавшиеся принятия закона о налогообложении АЗС, интервьюируемый не ответил. Зато сказал, что в отношении депутатов проводится какая-то нечестная игра: «Вообще-то народ редко ошибается, и если депутатов избрали, то не зря. У нас был разговор и с главой администрации, и с прокурором, и с силовиками по поводу того, что есть предвзятое отношение к депутатам. Многие промахи прощаются любому другому, кроме депутата, на которого обязательно заведут уголовное дело».