Нас могут слить в качестве эксперимента

В конце марта российские информационные агентства сообщили о том, что глава Ярославской области Анатолий Лисицын подготовил законопроект об укрупнении регионов России. Губернатор выступил с предложением сократить количество российских регионов до 50, укрупнив их. В пример он привел две области, которые можно слить — Костромскую и Ярославскую. Ивановская область в предложении Лисицына не упоминалась, но факт ее потенциального вхождения в состав нового виртуального региона под сомнение не был поставлен никем. Вообще, похоже, Лисицын вовсе и не собирался конкретизировать и детализировать идею укрупнения регионов, а просто показал стратегическое направление.

Свое отношение к предложению ярославского губернатора высказали уже все, кому не лень, но в прессе обсуждались в основном мнения о возможности и последствиях потенциальных изменений. А возможность и последствия напрямую зависят от причин выступления Лисицына. Авторство идеи укрупнения регионов приписывают губернатору Ярославской области, но есть все основания полагать, что Анатолий Лисицын выступил рупором Администрации Президента.

Практически в одно время с Лисицыным предложения об объединении регионов (Красноярского края, Таймыра и Эвенкийского автономного округа) высказал трагически погибший губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Примечательно, что заявления и Анатолия Лисицына, и Александра Лебедя были сделаны сразу же после визита в их регионы президента России Владимира Путина. Более того, с генеральской прямотой на одной из встреч с журналистами Лебедь заявил, что «точкой отсчета объединения трех субъектов на территории края является визит президента в Красноярск» 22 марта, когда Владимир Путин после большого совещания, посвященного социально-экономической ситуации в крае, предложил ему и губернатору Таймыра Александру Хлопонину до конца апреля разработать конкретные рекомендации по объединению края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов в единый регион. Кроме того, генерал заявил, что «просьба начальника – закон для подчиненного», и сейчас необходимо определить, кто и что будет делать в этом направлении. По словам Лебедя, речь должна идти именно о политическом объединении края, а не только об экономическом и культурном сотрудничестве.

Анатолий Лисицын встречался с президентом на Рождество, 7 января, когда тот летал на вертолете по Золотому кольцу.

В качестве слуха: недавняя широко озвученная встреча Владимира Путина с губернатором Ивановской области Владимиром Тихоновым была инициирована Путиным и речь на ней шла именно о возможности объединения Ивановской, Ярославской и Костромской областей. Кстати, именно после этой встречи сразу из нескольких источников появилась информация о досрочной отставке Тихонова и о том, что для него уже приготовлено теплое место посла в одной из европейских стран. Опять же по слухам, губернатор с президентом о чем-то не договорились.

Стоит отметить, что в самом конце прошлого года президентом РФ был подписан Федеральный Конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», в частности устанавливающий порядок укрупнения регионов. Согласно закону, любые подобные изменения возможны исключительно на основании результатов референдума, проведенного во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации.

Газета «Коммерсантъ» сообщает, что «когда президент обсуждал тему объединения регионов с Анатолием Лисицыным, тот предложил ускорить разработку предусмотренного вышеупомянутым законом типового проекта закона о слиянии субъектов. И он подготовлен. Проект называется «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации». Проект предусматривает объединение в новый субъект не более четырех областей. Области остаются в своих административных границах, теряя лишь статус самостоятельного субъекта федерации. Ключевой является статья 8, которая гласит, что президент может осуществлять временное управление новой областью до момента формирования ее органов власти. Он должен назначить в этой области своего временного представителя, но не более чем на четыре(!) года. Президент утверждает и порядок временного управления областью, где должны быть решены вопросы, связанные с правопреемством новой области по отношению к старым. При этом говорится, что местные органы государственной власти новой области должны быть сформированы не позднее четырех лет с момента вступления закона в силу».

То есть, похоже, весь смысл объединения регионов можно рассматривать исключительно как шаг в сторону полной и абсолютной вертикализации власти в стране, то есть, шаг к назначению губернаторов президентом.

Многие считают публичное заявление Лисицына этаким пробным шаром. Скорее всего, так оно и есть. На региональном уровне давно сложились политические и экономические группировки, весьма неодобрительно относящиеся к серьезным территориальным изменениям внутри России, потому «пробить» тему укрупнения через практику плебисцитов Кремлю будет весьма проблематично. То ли дело эксперимент. Для его проведения, по большому счету, достаточно волевого решения Центра. А эксперимент потому так и называется, что его результаты непредсказуемы.