Недавно «Курсив» писал о возможной добровольной отставке мэра города Шуи, бывшего заместителя начальника УВД Ивановской области Александра Маслова. Эта информация находит все большее подтверждение. Однако, по всей видимости, его возможным новым местом работы (службы) станет не пост заместителя губернатора, курирующего правоохранительные органы (о чем мы писали), а должность начальника областного УВД.
Нынешний начальник УВД генерал Геннадий Панин, казалось бы, вдруг, ни с того ни с сего, яростно ополчился на областные власти. До Тихонова, при Тихомирове, он никогда себе не позволял ничего подобного. Его обвинения, высказанные на заседании комитета по законности Законодательного собрания, были озвучены «Курсивом». Ответ генералу со стороны администрации области был дан заместителем губернатора по сельскому хозяйству Иваном Скудняковым в газете «Рабочий край» (правда, в преамбуле статьи говорится о некоем мифическом озвучивании слов Панина пресс-службой ЗС в неких столь же мифических СМИ, но это – гримасы провинциальной журналистики, в которой не принято ссылаться друг на друга). Скудняков был брошен на передний край борьбы за честь мундира, возможно, потому, что обвинения и подозрения генерала касались предприятий сельскохозяйственного профиля – Кинешемского мукомольного комбината и Петровского спирткомбината, а возможно, потому, что ни сам губернатор, ни его первые замы не хотели лично отвечать на наезд, чтобы не придавать излишнего веса словам генерала, но и Скудняков не последний человек, и его фигура явно дает понять, что Тихонов просто так Панину это не спустит.
По нашим сведениям, о конфликте (о конфликте, а не недопонимании, о котором шла речь сразу после губернаторских выборов, когда появилась возможность отставки Панина) известно министру МВД Борису Грызлову. Не исключено, что скоро это станет известно и президенту. Именно теперь можно с большой долей вероятности говорить о том, что дни генерала Панина в должности начальника УВД сочтены. И именно полковник Маслов (или шуйский мэр – как хотите) наиболее подходящая кандидатура на эту должность для областных властей. Однако на этом поле есть еще один серьезный игрок – начальник Главного территориального управления МВД России по Центральному федеральному округу Сергей Щадрин.
Щадрин – ивановец, уроженец Пучежа, бывший начальник Тейковского РОВД, бывший начальник уголовного розыска УВД Ивановской области. Он тоже не прочь поставить здесь главным милицейским начальником своего человека. И этот человек известен – личный друг Щадрина, начальник милиции общественной безопасности УВД Псковской области Петр Крупеня (Щадрин служил в свое время начальником Псковского УВД). Таким образом, пока реальных кандидатур две, а уж кто из них,или, вернее сказать, кто кого – вопрос.
В контексте грядущей отставки Геннадия Панина интересен будет сам его уход. Десять лет на такой должности, фактически, в двух разных государствах, при трех губернаторах – огромен объем информации, компромата у него, на него, у его людей, на его людей и на людей, сегодня находящихся у власти и в фаворе. Уж больно велик может оказаться соблазн громко хлопнуть дверью на прощанье у генерала. Также велико может оказаться желание нынешней администрации ударить по тем, кто сегодня не у власти и не у дел, – этот благородный порыв до сего дня сдерживает лишь начальник УВД, контролирующий все возбужденные, невозбужденные и прекращенные уголовные дела и крупные оперативные разработки.
Буквально в последние дни по городу пошел слух о возможной отставке самого губернатора. Появление слуха (одновременно из нескольких мест) по времени совпало с отъездом Владимира Тихонова в Англию. Совершенно очевидно, что слух запущен, а не родился под влиянием реальных предпосылок или стараниями штатных сочинителей, занимающихся этим ради удовольствия. В качестве оправдания отставки слух приводит желание Тихонова стать послом. Как известно, губернатор закончил дипломатическую академию и несколько лет назад ему реально предлагался пост посла в одной из стран (что-то вроде Финляндии). Разумеется, он отказался, поскольку это – уход из политической жизни и, как минимум, серьезный перерыв в политической карьере, если не окончание ее. Тихонов же – явный политический деятель, все его амбиции и устремления связаны лишь с этим.
Однако же развенчание слухов не моя задача, к тому же после публикации, он расползется несколько шире. Но это никакого значения не имеет: слухи такого рода «работают» на узкую целевую аудиторию, а что подумает народ, в настоящий момент никого не интересует. Так что бог с ним, со слухом, главное — зачем он понадобился и кому. Основными специалистами в работе с нетривиальными приемами воздействия на аудиторию являются службы госбезопасности. По сведениям «Курсива», начальник Ивановского управления ФСБ Виталий Майоров в хороших отношениях с Геннадием Паниным. Если сделать упрощенный расклад «кто за кого» среди силовых ведомств, то он таков – УФСБ и УВД с одной стороны, а УФСНП (налоговая полиция) и областная администрация – с другой. Прокуратура ведет себя несколько аполитично, но с приходом Тихонова явно оживилась и даже развеселилась на ниве вывода на чистую воду высокопоставленных чиновников местных и федеральных структур.
Политическая жизнь в Иванове спустя полтора года после местных выборов сконцентрировалась вокруг силовых ведомств. Следует вспомнить и то, что в этом году (восьмого декабря) исполняется шестьдесят лет областному прокурору Николаю Гамзину. Нет сомнений в том, что он уйдет на пенсию, а вот о его преемнике никто еще даже и вопросом не задался. Горбачевское «В интересное время мы живем!» можно смело трансформировать в пушкинское «О, сколько нам открытий чудных готовит…».
P. S.
Коллега, кажется, излишне оптимистичен по поводу ухода генерала Панина с поста начальника областного УВД. Я сам увольнял его не меньше пяти раз, т. е. как только генерал вляпается в какую-нибудь авантюру или скандал, так я и пишу, что он непременно должен быть уволен, потому что «ну, сколько же можно». Ведь даже в нашем государстве, которое сверхцинично относится к кадровой политике, случаются увольнения. Но генерал продолжал генералить над областью. Он усидел в кресле даже после того безобразного случая, когда двое его заместителей надравшись пьяными на банкете по случаю инаугурации губернатора, устроили пальбу друг в друга в гардеробе Дворца искусств, при стечении публики. Причем не из табельного оружия, а из каких-то стенобитных раритетов времен гражданской войны, то ли из маузера, то ли из пулемета «максим». Однако же проведенное «внутреннее расследование» показало, что во всем виновата ступенька, один из полковников оправился от боевого ранения в пах, и все прекрасно продолжают руководить ивановской милицией. Я не удивлюсь, если мне скажут, что пострадавший в гардеробной дуэли получает надбавку за ранение при исполнении. Полагаю, генерал так долго обременяет генеральством Ивановскую область из-за крепких и обширных связей в МВД, и такая генеральская корпоративность вряд ли по зубам даже министру Грызлову.
Но есть в рассуждениях г-на Мокрецова один резон. Я-то увольнял генерала по мотивам скандально-коррупционно-криминального направления. Нынче же налицо откровенная политика. Такое случалось с Паниным лишь однажды, в 1996 году. Тогда, нарушая выборное законодательство, административный и гражданский кодексы генерал публично, но бездоказательно обвинял директора фирмы «Кумир» Николая Лобаева в связях с преступными группировками. Лобаев, ежели кто помнит, составлял предвыборную конкуренцию действующему губернатору Владиславу Тихомирову, потом проиграл выборы, а потом лишился своей фирмы.
Аналогия с теперешней ситуацией такова. Выиграй Лобаев выборы, и милицейские крыши начало бы рвать. Рвет их и сейчас в связи с приходом в губернаторы Владимира Тихонова (в качестве темы для размышлений читатель может взять уже названные предприятия). Но Тихонов, в отличие от Лобаева, уже пришел. И связей в Москве у него не меньше, чем у Панина.
Впрочем, за всеми политическими построениями как-то теряется одно очень простое умозаключение. Если генералу что-то известно о неких противоправных действиях кого-то из верхушки областной администрации, то почему бы ему не завести уголовное дело или, хотя бы, не провести оперативную проверку, которая бы дала какую-нибудь документальную фактуру, прежде чем вылезать на трибуну.
Владимир РАХМАНЬКОВ.