«Петровские» реформы

«Бизнес любит тишину» — именно этим популярным выражением, одним из любимых у первого заместителя губернатора Ивановской области Михаила Бабича, можно охарактеризовать ситуацию с переделом собственности на ОАО «Петровский спиртовой комбинат», расположенном в Гавриловопосадском районе Ивановской области.

«Петровский», по словам бывшего губернатора Ивановской области Владислава Тихомирова, — крупнейший в Европе завод по производству спирта из пищевого сырья, успешно работал вплоть до прихода к власти Михаила Горбачева. (Хотя горбачевский «сухой закон» и не смог настолько пагубно отразиться на спиртзаводе, как, например, на крымских винодельческих предприятиях.) Кроме своей основной спиртпроизводящей функции, любой завод по производству спирта является поставщиком барды (отходов), которая используется для корма скота. Именно «кормовая» составляющая и помогла в годы сухого закона уберечь «Петровский» если не от закрытия, то от значительного снижения оборотов.

Главные проблемы у предприятия начались после приватизации: государство выпустило из своих мощных рук алкогольный рынок. Сказать, что Петровский спиртзавод был приватизирован, по большому счету, нельзя. Дело в том, что все спиртпроизводящее оборудование и недвижимость в нашем случае являлись и являются федеральной собственностью. Просто было создано акционерное общество, которое взяло оборудование и помещения в аренду и начало свой скорбный труд.

Во времена совсем уж дикого алкогольного рынка (можно вспомнить тот же знаменитый импортный спирт «Рояль») востребованность хоть и качественного (Петровский спирт использовался для производства напитков для Олимпиады-80), но дорогого отечественного спирта значительно упала – акционерное общество со стопроцентной частной собственностью начало терпеть значительные убытки. Кстати, о собственности. Все акции «Петровского» были равномерно распределены между работниками спиртзавода, которых было около тысячи. Естественно, об эффективном управлении было говорить довольно сложно. Возможно, к краху спиртзавод привел и плохой менеджмент.

Спирткомбинат «Петровский» был солидным источником поступлений в областной бюджет, потому на произвол судьбы его не бросали. Но административные методы поддержки не были достаточно эффективными. Комбинату разрешалось расплачиваться спиртом в счет уплаты акцизов в областной бюджет, но, в конце концов, все упиралось в деньги, а точнее, в инвестора.

При Тихомирове со своими предложениями выходили на «Петровский» люди Брынцалова, но его кандидатура не устроила областную администрацию. Владислав Тихомиров утверждает, что сыграло свою роль появление (вопреки всем договоренностям) на ивановском рынке брынцаловской водки – конкурента продукции родного Шуйского ликероводочного завода. Другое предложение поступило от друзей из Ближнего Зарубежья. Сделка не была заключена, поскольку потенциальный инвестор потребовал в обмен на деньги контрольный пакет акций спиртзавода.

В последнее время к Петровскому спиртзаводу проявляла внимание группа компаний «Росалко», она отказалась от инвестиций по причине обремененности предприятия долгами, в несколько раз превышающими его рыночную стоимость.

Летом прошлого года в недрах областной администрации появились два плана дальнейших действий. Согласно первому предприятие передается федеральному государственному унитарному предприятию «Росспиртпром», второй же предусматривал участие в доле «Петровского» частной подмосковной компании «Ост-Алко», владеющей заводом в Черноголовке. Почему предпочтение было отдано последней, неизвестно, но бывший губернатор Ивановской области Владислав Тихомиров уверен, что такое решение – ошибочно.

Теперь же мы подходим к схеме передела собственности и той завесе молчания, которая ее окружает. Предприятие, как уже говорилось, представляло собой акционерное общество открытого типа и носило незамысловатое название ОАО «Петровский спиртовой комбинат». Самый крупный пакет акций, не превышающий малозначащих двадцати пяти процентов, принадлежал ивановской финансовой группе «ЛОКО», остальные акции были распределены между работниками предприятия. Напомню, что все спиртпроизводящее оборудование находится в федеральной собственности.

22 сентября прошлого года «Петровский спиртовой комбинат» лишили лицензии на производство спирта и он фактически прекратил работу. Причина отзыва лицензии – огромная задолженность (около 360 миллионов рублей, включая штрафы и пени) по налогам в бюджеты всех уровней. Той же осенью ивановское областное государственное унитарное предприятие (ОГУП) «Ивалкогольконтроль» учреждает акционерное общество «Спирткомбинат Петровский» (не правда ли, похоже на детскую загадку из серии «как из мухи сделать слона»?) с уставным капиталом в 140 тысяч рублей. Вообще, ОГУП имеет право выступать учредителем других организаций только с согласия своего собственника, то есть с согласия области, как минимум, КУГИ – комитета по управлению госимуществом. Наверняка, таковое согласие существует, но остается невыясненным вопрос, почему еще неделю назад руководитель КУГИ Лев Тихонов ничего про передел собственности на «Петровском» не знал?!

22 декабря новое акционерное общество заключило договор об аренде федеральных мощностей спиртзавода. Однако согласно закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» «не допускается сдача в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции».

Но, как пояснил гендиректор нового АО и бывший руководитель «Черноголовки» Сергей Паршов: «Минимущество РФ, являясь распорядителем имущества от имени Российской Федерации, непосредственно не участвует в процессе, определенном Законом как производство, непосредственно не участвуя в процессе, не имея ни прав, ни полномочий такого рода. Одновременно ограничения, предусмотренные Законом, связанные с запрещением сдачи в аренду основного технологического оборудования для такого производства, не могут распространяться на Минимущество РФ». Эта схема возможна лишь в том случае, если заинтересован арендодатель, то есть федеральные структуры. Можно себе представить, сколько пришлось потратить сил Бабичу, чтобы добиться такой формулировки (похоже, что это прецедент такого рода в России). Недаром он, выступая перед депутатами Законодательного собрания Ивановской области, заявил, что основной проблемой было как раз заключение нового договора аренды. Что было платой за федеральную лояльность и как это удалось Бабичу – неизвестно.

Законность этой схемы, к сожалению, проверить не удалось, поскольку одни лица (бывший директор «Петровского», депутат Законодательного собрания Ивановской области Юрий Шишканов, начальник КУГИ Лев Тихонов) оказались некомпетентными в вопросе, другие (начальник территориального управления Минимущества по Ивановской области Евгений Сидорычев) отказываются разговаривать, обвиняя журналистов в безграмотности («надо, чтобы ваш юрист поговорил с нашим, вы ничего не поймете», хотя, скорее всего, он сам ничего не понимает, а вся схема прошла мимо его носа, и узнал он о ней из газет), секретарша же директора ОГУП «Ивалкогольконтроль» Валерия Королева объяснила, что начальник лежит в больнице, а кроме него никто с прессой контактировать не уполномочен.

В самом начале января началось самое интересное. ОГУП «Ивалкогольконтроль», по словам Льва Тихонова, продает контрольный пакет акций (51%) компании «Ост-Алко». Факт достаточно странный. Продажа части акций, находящихся в государственной собственности, возможна только в рамках программы приватизации госимущества. Получается, что либо были нарушены нормы законодательства, либо лица, участвовавшие в сделке, сами толком не могут объяснить, каким образом у «Ост-Алко» появился контрольный пакет акций АО «Спирткомбинат Петровский». Михаил Бабич депутатам ЗС заявил, что никакой областной собственности продано не было.

В начале же января «Ост-Алко» покупает у старого АО «Петровский спиртовой комбинат» имущество на сумму 58 миллионов рублей (что конкретно куплено – неизвестно). Два из них автоматически ушли в гавриловопосадский районный бюджет, остальные 56 были разделены между федеральным и областным бюджетами. Кстати, директор старого «Петровского» Юрий Шишканов утверждает, что у предприятия осталось активов на 16 миллионов рублей. Но согласно закону «Об акционерных обществах» «решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет свыше 50 процентов балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров». Насколько нам известно, никакого общего собрания акционеров не проводилось.

На сегодняшний день самым главным невыясненным вопросом остался вопрос о правопреемственности двух предприятий. Владислав Тихомиров сказал, что в бытность его губернатором рассматривался вопрос о введении в действие стандартной схемы, при которой создается акционерное общество, со старого выводятся все производственные мощности, а долги остаются на нем. Схема, безусловно, порочная, но эффективная. Недаром ею пользовалась и пользуются значительная часть крупных предприятий не только Ивановской области, но и, пожалуй, всей России.

Что происходит на обоих спиртзаводах сейчас, не очень понятно. Лев Тихонов утверждает, что новое предприятие будет отвечать по всем долгам старого. По словам Сергея Паршова, «Спирткомбинат Петровский» не является правопреемником «Петровского спирткомбината». Причем в этом случае вся операция может потерпеть крах. Согласно закону о банкротстве «сделка должника, в том числе совершенная должником до момента введения внешнего управления, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего…». То есть если ОАО «Спирткомбинат Петровский» не является правопреемником ОАО «Петровский спиртовой комбинат», то покупка первым имущества второго может быть аннулирована.

А желающие купить могут найтись легко. Кроме организаций, готовых приобрести «Петровский», появление на ивановском рынке компании «Ост-Алко» невыгодно, например, «Шуйской водке». С приходом «Ост-Алко» в области, наверняка, появится та же «Черноголовка». Но это даже не столь важно. Гораздо более серьезным ударом по «ШВ» станет ввод в эксплуатацию на «Петровском» линии по розливу водки, которая там будет установлена уже в ближайшее время.

По большому счету, возвращение на рынок «Петровского» в какой бы то ни было форме – факт для области сугубо положительный. Только уже больно мутно он возвращается. Я не ратую, конечно, за проведение всенародного референдума на тему «Как нам обустроить «Петровский спиртовой комбинат», но раздражает полное и всеобщее молчание. Смею предположить, что о том, что происходит на самом деле, в полном объеме не знает никто, кроме первого заместителя ивановского губернатора: именно Бабич занимался разработкой таким чудесным образом сработавшей схемы.