Совершенно неожиданно, по крайней мере на первый взгляд, Ивановская городская дума приняла бюджет областного центра на будущий год. Ой, а сколько депутатских слез, соплей, пота и пр. физиологических жидкостей было пролито до этого по поводу недоработки проекта самого бюджета и особенно прогноза и программы социально-экономического развития города. Казалось и наблюдающим за процессом, и самим представителям ивановского народа, что бюджет появится нескоро, уж во всяком случае много позже бюджета областного. И вдруг…
Впрочем, есть одна деталь, возможно, многое объясняющая. Председательствовал на революционном заседании думы, взамен прихворнувшего спикера Вячеслава Куликова сам мэр Александр Грошев.
Вот комментарий к неожиданному принятию бюджета начальника финуправленя города Игоря Старкина.
— Как вы думайте, председательство мэра сказалось на столь быстром принятии бюджета?
— Вряд ли. Инициатива исходила от самих депутатов. И потом, эта быстрота кажущаяся. В комитетах работа над бюджетом шла долго и трудно, но, как теперь выяснилось, она была плодотворной.
— Но насколько я помню, ни комитеты, ни последнее заседание так и не удовлетворились прогнозом развития города, составленным мэрией.
— Мнение о том, что бюджет нельзя принять без прогноза, по крайней мере спорно. Для составления бюджета в сущности необходимо знать только два основных параметра – валовой продукт и индекс инфляции. Тем более, что принят бюджет текущих расходов, не более. Вот для утверждения и финансирования целевых программ действительно нужен прогноз развития. Это уже вопрос поправок к бюджету, к которым дума вернется уже в начале будущего года.
— Если вернется…
— Поправки все равно будут, во-первых, после утверждения областного бюджета, под который надо будет корректировать наш бюджет, во-вторых, грядет серьезное общефедеральное повышение энергетических тарифов. Оно может изменить бюджет, да вообще, все российские бюджеты принципиально. Не в лучшую сторону, естественно.
— Что будет, то будет. А чем принципиально бюджет-2002 отличается от бюджета-2001?
— Я бы выделил два момента. Первый – известное повышение зарплат бюджетникам легло бременем прежде всего на муниципии. Если в этом году на зарплаты в Иванове ушло 276 млн., а всего бюджет составил 1 млрд. 440 млн., то в будущем году уйдет 410 млн. из 1 млрд. 600 млн. Как видите, доля зарплат в новом бюджете – уже более четверти. Второе – мэрия пошла на увеличение доли населения в оплате коммунальных тарифов с 45 до 55 процентов, хотя параметры, разработанные областью, предполагают доведение этой доли до 90 процентов. Разница, естественно, ляжет на горбюджет.
Вопрос г-ну Старкину по поводу эффективности председательства Грошева был задан больше для проформы. Ни он, ни какой-либо другой большой чиновник, конечно, не станет публично говорить, что, дескать, да мэр повел себя круто. Это бы означало, что чиновник Старкин ввязался в политические игры.
А нам нет причин молчать по поводу сего политического момента. Как тут не вспомнить, что успешно прошла слушания уже в двух думских комитетах поправка к Уставу Иванова, предполагающая ежегодную переизбираемость председателя думы депутатами. Вот если глядеть с этой стороны, то спикерство Грошева и дружное голосование депутатов под его руководством выглядит репетицией.
Конечно, гипотетическое совмещение постов мэра и председателя думы не очень вяжется с конституционным принципом разделения властей, но в Конституции речь идет о государственной власти, каковой местное самоуправление, как известно, не является. В «Основных принципах местного самоуправления» по поводу разделения исполнительной и представительной веток ничего не сказано.