С 30 июля на территории Ивановской области вводится новая региональная акцизная марка спиртных напитков. Её отличие от прежней, хождение которой губернатор Владимир Тихонов отменил в марте, принципиальное.
Старая марка появилась после активного лоббирования этого дела еще бывшим в силе директором «Шуйской водки» Андреем Серовым, и предназначалась, как выражались активисты идеи «для поддержки местных производителей и защиты местных потребителей», а если называть вещи своими именами, просто ставила в неравные условия «ШВ» и не ивановские ликеро-водочные заводы при реализации их продукции на территории области. За пару лет выяснилось на деле (хотя, в теории было понятно изначально), что никакой пользы от хождения марки для областного бюджета нет, суррогатов не убавилось, цены на водку подпрыгнули и стабильно держались выше, чем в соседних областях. Да и вообще, введение подобной марки весьма сомнительно было с точки зрения антимонопольного законодательства.
Теперь вводится марка, которая будет одинаково стоить для любой водки (а также вина, коньяка, джина и проч.), будь она шуйской, или владимирской, или любой другой. Сложившиеся в области цены на спиртное, конечно, от этого не упадут, а на продукцию «ШВ», пожалуй, и еще вырастут, но, во-первых, радует, что справедливость восторжествовала, а, во-вторых, доходы от жирного акцизного куска, наконец, начнут доставаться местному бюджету в приличных размерах. Что уже давно существует во многих прочих регионах страны.
По поводу рождения новой марки, а также Центра управления и контроля за акцизными складами, в областной налоговой инспекции давали пресс-конференцию начальник отдела налогообложения алкогольной продукции Александр Орлов и Виталий Головко, представитель питерского научно-технического центра «Атлас», выигравшего конкурс на производство марки и организацию Центра.
Г-н Головко рассказал, как замечательно действует его система штрих-кодового учета и контроля оптовых целовальников, заверил, что ни один враг с бутылкой левой водки наперевес теперь не прорвется на ивановскую землю, и даже показал, как работает американская машинка для нанесения штрих-кода на марку для каждой партии зелья.
Речь г-на Орлова была более короткой, но более любопытной. Он сказал, что при осуществлении проекта с новой маркой у него «возникли шероховатости» с руководством «Шуйской водки».
Неудовольствие боссов «ШВ» одним увеличением себестоимости продукции не объяснишь, ведь клеили же старую марку и ничего. Правда, шуянам старую марку отдавали по себестоимости, то есть, почти даром, ибо цена печати махонького клочка бумаги со смехотворной степенью защиты от подделки и без штрих-кода – копейки. Другим ее продавали за три рубля (новая марка, как уже сказано, стоит 50 копеек, хотя ее себестоимость из-за защитных наворотов и штрих-кода значительно выше, по крайней мере, так сказал Виталий Головко).
Причины «шероховатостей», конечно, значительно серьезней, чем невеликие расходы на марку.
Когда Серов создавал водочную торгово-производственную империю, он при помощи введения старой марки в сущности получил монополию на оптовую торговлю спиртным в области. Из четырех акцизных складов, существовавших тогда, три контролировал Андрей Клавдиевич (два «Шуйской водки» в Шуе и один «Еды» в Иванове). Такое положение вещей вполне могло позволять самой «Шуйской водке» гнать левак. То есть, конечно, она делала ту же самую вполне качественную водку, но вот все ли произведенное облагалось налогами и акцизами, большой вопрос.
Теперь г-н Орлов и г-н Головко заявляют, что «у «Ивановоалкогольконтроля» (унитарное предприятие, которое до прибытия к нам фирмы «Атлас» с ее Центром учета и контроля с компьютерными мозгами занималось тем же учетом и контролем, но без особенных компьютерных мозгов, штрих-кодов и степеней защиты) были снижены контрольные функции по отношению к «Шуйской водке», она не предоставляла «Алкогольконтролю» план выпуска продукции, а отчитывалась задним числом, иногда через месяц и более».
Уж нет давно на «Шуйской водке» ни Серова, ни его монополии, а практика безакцизного левака может сохраняться до сих пор. Вот это причина, чтобы «ШВ» не понравилась новая марка, «Атлас» и Виталий Головко, возникли «шероховатости» с Александром Орловым, который явно рад сотрудничеству с питерцами.
P.S. А «Ивановоалкогольконтроль» за ненадобностью будет расформирован или перепрофилирован.