Приезд итальянских ученых, по линии посольства Италии в Москве, в Иваново, в очередной раз поставил вопрос о весьма странном положении с детской смертностью в нашем текстильном крае. Министерство здравоохранения России относит к числу самых тревожных по детской смертности регионов Чувашию и Ивановскую область. Относит по очень простому показателю: количество умерших на количество родившихся. У нас нет причин не доверять Минздраву, хотя, в принципе, так быть не должно. Но так, почему-то есть.
Ивановскую область никогда не относили к числу регионов с неблагоприятной экологической обстановкой. Страшные рассказы про города, в которых почти круглый год стоит туман из смеси воздуха, гари и прочих продуктов, выбрасываемых в атмосферу промышленными предприятиями, мы всегда воспринимали с некоторым недоверием: да разве такое бывает! Проблемы крупных промышленных центров с развитой химической, целлюлозно-бумажной, металлургической промышленностью нас обошли стороной. Таким образом, кажется, у нас нет факторов, которые могут настолько неблагоприятно воздействовать на наследственные механизмы человека, что это дает себя знать уже в течение нескольких поколений.
Высокая детская смертность может быть обусловлена не только генетическими измениями у родителей и неблагоприятной экологической обстановкой (хотя, это самое главное, конечно), но и системой медицинской помощи. Неквалифицированные врачи и медперсонал, отсутствие условий, опыта, передовых технологий и научных разработок. Все это, безусловно, может привести к увеличению детской смертности. Правда, добиться первого-второго места по стране на фоне регионов с чрезвычайно высокой степенью загрязненности, это даже при полном отсутствии врачей было бы слишком. Да к тому же, низкий профессионализм, это не про нас.
Ивановская область обладает одним из лучших в стране медицинским центром матери и ребенка. НИИ материнства и детства имени Городкова, это и научный, и что самое главное, практический центр, посвященный именно заботе о матери и ребенке. Таких НИИ в России по пальцам можно пересчитать. Условия в роддомах, конечно, не самые лучшие, но и не самые последние в России. А много ли в стране найдется областных центров, имеющих свои собственные медицинские институты? Не народившиеся в годы перестройки и реформ некие непонятные филиалы бог знает чего или курсы по подготовке зубных врачей, а самые настоящие институты, обладающие кадрами, традициями, опытом, заслугами и достижениями. Наша Медакадемия не только учит студентов и занимается чистой теорией, академия имеет кафедры на базе реальных лечебных учреждений.
С учетом всего вышесказанного, уровень детской смертности в Ивановской области должен быть одним из самых низких в стране. А он – самый высокий!
Возникают вопросы: почему и кто виноват? Как говорил отец народов Иосиф Сталин – чудес не бывает. Значит, всему должно быть объяснение. Кроме констатации факта, никто, почему-то, ничего объяснить не хочет (или не может). Повторяю, предпосылок к существующему положению вещей нет. Или они есть, но нет сил назвать все своими именами.
Первое, что приходит на ум – НИИ материнства и детства, это воздушный пузырь. Институт работает на собственный дутый авторитет, выбивая и получая финансирование под строительство новых корпусов, при этом замыливая высокоучеными беседами и социальными разглагольствованиями настоящие проблемы. Отвлекает финансовые ресурсы на выполнение работ, не дающих реальной отдачи.
Уверен, что в принципе, так оно и есть. В противном случае, ученые из НИИ, по крайней мере, могли бы кроме сетований на недофинансирование, смочь хотя бы поставить проблему. Ведь похожая ситуация в Ивановской области с раковыми заболеваниями. Периодически эту тему начинают обсуждать, но она также уходит в никуда, словно нет ей никакого объяснения. То есть, кроме вторичных социальных проблем (отсутствия денег на собственно лечение) есть и первичные, служащие источником заболеваний. И здесь возникает замкнутый круг, мы возвращаемся к главной социальной проблеме – условиям жизни человека с точки зрения экологической безопасности.
Про промышленные предприятия мы уже вспоминали, и не нашли ни одного достойного упоминания с точки зрения загрязнения окружающей среды. Делать нечего, придется довольствоваться тем, что есть – текстильными фабриками.
Что такое текстиль? В русле нашей беседы, однозначно – всего лишь красильное производство. Что такое красильное производство? В основном, анилиновые красители, по научному говоря – яды. Именно по научному, краска, вот это на бытовом языке, а на языке химиков – яды, и все тут.
Ну что сказать, черный дым из труб наших фабрик не вылетает. Понятие невидимой смерти – радиация, химическое заражение – мы начали осознавать совсем недавно. Для нас загрязнение, это лужа мутной воды и пятно мазута на ее же поверхности. Производств, которые давали бы такое банальное загрязнение, у нас не было и нет. А ведь только с таким загрязнением у нас всегда боролись. Самая большая экологическая проблема в Иванове – это заросшая травой Уводь, да очистные сооружения бытовых стоков в Кохме. А выйдите в центр города, да принюхайтесь к запаху, посреди плотных зеленых насаждений – специфичный аромат красильного и отделочного производств вы уловите в любое время суток, и вне зависимости от розы ветров. Потому что большинство фабрик (и не только в Иванове) расположены в центре города.
Самое страшное в медицине, это неправильно поставленный диагноз. Население Ивановской области в течение нескольких десятилетий (и даже столетий) живет в обстановке тотального химического загрязнения. Мы круглый год дышим воздухом, который не очищают ничем, воздухом, неприродный запах которого чувствуется всегда. То количество химической обработки, которую претерпевает текстильная продукция, однозначно относит ткань к продукции химической отрасли. Текстилем все это называют лишь из-за первичной основы – хлопковой пряжи, а все остальное – чистая химия. Но никто же никогда не смел назвать текстильную промышленность химической. Может оно и правильно, да вот только технологии отделки и крашения таковы, что в таких масштабах, в течение стольких десятилетий – это самое настоящее оружие массового поражения, ни больше, ни меньше.
Не исключено, что на протяжении нескольких поколений, не диагностированное и очень сильное химическое воздействие, приводит у ивановцев к генетическим изменениям, которые и дают такие результаты, как самый высокий уровень раковых заболеваний и самый высокий уровень детской смертности в России.