В России, по утверждению Карамзина, а по прошествии времени и Гоголя, две беды: дураки и дороги, а в Ивановской области еще и текстиль. Задавшись вопросом, что есть текстиль для нашего региона, набрел на странный вывод: текстиль для нас – тяжкое бремя, данное свыше, плюс повод для стенаний.
Текстильная отрасль практически ничего области не дает. Налоговые поступления в областной бюджет от текстильщиков меньше даже, чем от малого бизнеса. Если говорить о социальной значимости текстиля (в регионе, мол, трудятся сплошные текстильщики), так в легкой промышленности региона за мизерную зарплату работают всего около 75 тысяч человек. Область производит около двух третей текстиля в России, а в денежном эквиваленте имеет лишь треть от ее реализации. Единственное, что дает текстиль для области – так это стойкое отвращение покупателя к ивановским тканям, несмотря на относительно небольшую их стоимость.
Именно потому ивановский губернатор Владимир Тихонов и жалуется на каждой встрече (даже во время бесед с местными спортивными деятелями и воспитанниками детских дошкольных учреждений) на грядущее введение НДС на ввоз хлопка и понижение таможенных пошлин на ввоз в Россию продукции легкой промышленности. С вводом новых правил на наш рынок хлынет товар из того же Китая (то, что мы привыкли называть ширпотребом) и продукция ивановских предприятий станет совершенно неконкурентоспособной. И поделом.
Ивановский губернатор Владимир Ильич Тихонов встретился с директорами текстильных предприятий, чтобы решить, как же жить дальше, в новых условиях – при злополучных НДС и таможенных пошлинах. Встреча была интересна тем, что на ней присутствовали, если выражаться биологическим языком, два вида текстильщиков – вошедшие в ассоциацию и не вошедшие. Не вошедшие были представлены директором АО «Кохма-Текстиль» Борисом Чудецким и директором АО «Тейковский ХБК» Валерием Денисенко. Их за общий стол так и позвали: «Эй, вы! Из ряда вон выходящие». Напомню, что ассоциация текстильщиков была создана под выборы бывшим председателем правительства Ивановской области Анатолием Головковым в тот момент, когда по региону поползли слухи, что директора текстильных предприятий собираются поддержать в борьбе за губернаторское кресло Владимира Тихонова. В то время тот же Чудецкий не вошел в ассоциацию, похоже, из политических соображений. Сейчас же не вступает в нее, поскольку, по его словам, не видит в ней должной силы и смысла.
В борьбе за место текстильщиков под солнцем (администрацией области) и против демпинговой политики некоторых директоров, ассоциация действительно не помешала бы. Впрочем, пока эта общественная организация не имеет никаких рычагов воздействия. Впрочем, при поддержке администрации что-то может и получиться. Сейчас, например, члены ассоциации сделали предложение, согласно которому все текстильные предприятия будут обязаны платить налоги по полной программе. Таким образом, некоторые из них моментально встанут на грань банкротства, а то и перешагнут эту грань. По мнению ассоциации, многим из предприятий на пользу пошла бы смена руководства. Кстати, члены ассоциации готовы рассказать, «кто не умеет управлять».
Вообще, ассоциация, в том виде в каком она сейчас существует, попросту не работает. Ну, решили ее члены вести совместную ценовую политику. Но, когда затрагиваются интересы каждого конкретного предприятия, мало кто из директоров будет ее придерживаться. В принципе, из ситуации есть выход. Такой, как создание в рамках ассоциации некоего оптового звена, которое бы и занималась реализацией продукции по утвержденным расценкам, в некоторых случаях даже перекупая ткань у тех, кто желает продать ее побыстрее по более низким ценам. Впрочем, похоже, что для ивановского текстиля это как мертвому припарки.
Самым оптимистически настроенным на встрече был первый заместитель губернатора Александр Канаев. В своей речи он радовался за конструктивный диалог между главой администрации и текстильщиками и долго что-то говорил об огромном количестве ивановской ткани и ивановских модельеров. Утверждал, что при таких-то ресурсах мы неминуемо завоюем не только российский рынок, но и рынок западноевропейских стран. Вот только из чего делал выводы Александр Юрьевич? Неужели действительно из количества выпускаемой ткани и модельеров?