Ивановская дума уже приняла почти все решения на ближайшие пять лет

Первое пленарное заседание вновь избранной Ивановской городской думы еще раз продемонстрировало, что представительные органы власти в системе местного самоуправления — не более чем декорация.

Изначально — в декабре прошлого года — новая дума не могла приступить к работе, потому что из двадцати шести депутатских мест заняты оказались только шестнадцать. Десятерых депутатов доизбрали лишь две недели назад. О той коллизии, что сложилась с вручением удостоверений депутатам и назначением первого заседаний думы почти на одно и тоже время, мы уже сообщали, равно как и о том, что новым старым председателем думы стал Вячеслав Куликов. А вот за что его так и почему, следует рассказать более подробно.

Бывший первый вице-мэр Извиль Салихов, проиграв выборы главы города Александру Грошеву, явно метил на должность председателя городской думы. В этом случае могло возникнуть реальное противостояние между администрацией и гордумой: во-первых, потому, что ветви власти возглавили бы два соперника, один из которых уже однажды проиграл другому, а во-вторых, потому, что Грошев и Салихов не просто разные люди, у них абсолютно разные команды и разные силы оказывают им поддержку. Мог ли Грошев спокойно наблюдать попытки Салихова возглавить думу? Очевидно, что неизбрание председателем думы Салихова (именно так надо ставить вопрос: неизбрание Салихова, а не избрание Куликова) заслуга в первую очередь мэра. Хотя сам он в голосовании участия не принимал, и более того, когда речь зашла о том голосовать ли ему (как полноправному голосующему члену думы), он сам сказал, что не может этого себе позволить, так как это сугубо внутреннее дело депутатов.

На пленарном заседании только Салихов и Куликов были выдвинуты депутатами в качестве претендентов, хотя еще за день до этого желающих побороться за кресло председателя было больше. Видимо тяжелые раздумья о судьбах города и трезвая самооценка заставили этих других в последнюю ночь перед голосованием принять решение не идти на председателево кресло. Хотя, скорее всего, их просто убедили в том, чтобы они не мешались под ногами и не доводили дело до второго тура голосования (необходимо абсолютное большинство, что при более чем двух кандидатах всегда проблематично), а дали возможность спокойно забаллотировать Салихова с помощью старого проверенного Куликова.

Нынешний состав думы кардинально отличается от прежнего, и на первый взгляд — в лучшую сторону. Среди прошлых депутатов я помню только плохо различимую массу врачей и столь же плохо различимую массу "безработных", то есть тех, кто получал зарплату за свое напряженное депутатство в думе, как по основному месту работы. Теперь таких явно меньшинство: предприниматели и коммерсанты здорово подразбавили собой всех остальных служащих. Однако у каждого руководителя есть свои собственные корпоративно-личные интересы, которые иногда (бывает и такое) совпадают с общественными.

Думаю, не погрешу против истины, сказав, что депутат, владеющий собственным бизнесом нисколько не более независим, чем безработный депутат, а скорее наоборот. Мы должны, прежде всего, ценить профессионалов — их нам сегодня не хватает в первую очередь. А что же это за руководитель, который интересы родного предприятия и трудового коллектива не ценит выше всего остального…

Опыт работы прошлой думы наводит на мысль, что реально депутаты могут решать только личные проблемы и защищать интересы той структуры, которая является для них родной. Что можно сказать о думе, которая живет и работает по временному регламенту вот уже несколько лет. Депутаты не могли создать документ, определяющий даже их собственный внутренний распорядок, так о каких проблемах энергетики, городского хозяйства и бюджета мы говорим!

Те функции, которые имеют реальный механизм осуществления думой, как представительным органом местного самоуправления, на самом деле очень невелики и никак не дотягивают до личных амбиций, идущих в депутаты людей. Многим кажется, что став депутатом, они и впрямь будут решать вопросы подъема экономики и промышленности, энергетики и коммунального хозяйства. Не получается, а вот решать другие вопросы становится немного легче. Например, 44-я школа в Суховке — не просто школа, а супершкола, финансирование которой сильно отличается от остальных, своего рода эксперимент, которому позавидовали бы многие ивановские песталоцци и макаренки. Но чтобы пробить этот эксперимент для себя, нужно быть как минимум депутатом Алексеем Майоровым. И примеров подобных этому масса. В цивилизованном мире это называется — "конфликт интересов". Не исключаю того, что в недалеком будущем некоторые предприятия, помимо того, что являются акционерными обществами, станут еще и социально значимыми объектами. О последнем нам поведают их директора-депутаты.

Если пытаться характеризовать бывшего и нынешнего председателя думы Куликова, то сделать это довольно сложно (мне, например, запомнилось только то, как он в течение нескольких лет пытался научиться в слове "протокол" делать ударение на последнем слоге, а не на первом). Главное — он не Салихов.

Собирал ли Александр Грошев отдельных или всех депутатов накануне голосования на консультации, не знаю. Но депутаты и сами не дураки, и без консультаций все прекрасно понимают. Салихов-председатель означает противостояние и подозрительность в отношениях не только между ним и Грошевым, но между мэром и думой в целом. А ведь им в ближайшие пять лет еще предстоит плечо к плечу выводить из кризиса хозяйство и экономику в одном отдельно взятом областном центре.