Когда я служил в армии в Казахстане (во времена Российской империи, а значит, даже не за границей), то уже через пару месяцев после нахождения в том благодатном краю, мне стало казаться, что я родился, вырос и помру среди бескрайних казахских степей. Есть в этом мире некие пейзажи, обладающие волшебным свойством подавлять воспоминания обо всем, что было прежде и заполнять своей — хоть унылой, хоть веселой — наружностью всего тебя без остатка: Всего-то ничего прошло после декабрьских выборов губернатора и мэра, а такое ощущение, что нам от них уже никогда не избавится.
Разумом-то, конечно, понимаешь, что все это только ощущения, на самом деле их срок определен точно — пять лет. Но как только понимаешь это, становится еще хуже: если уж за сто дней их руководства, тебя посещают мысли о бренности твоего бытия на фоне их вечности, то какие мысли начнут одолевать потом? Вы только представьте себе, пройдет год, два, три, четыре:, а пейзаж за окном все тот же, все те же две унылые песни: одна про НДС на хлопок, другая про тяжелое коммунальное наследие. Остается одно, стиснув зубы, ждать дембеля: <ДМБ-2005>!
Тихонов Владимир Ильич всем своим видом и поведением дает понять, что у него, как далеко не последнего в прошлом парламентария и видного политического деятеля коммунистического движения, неплохие связи в верхних эшелонах власти и хорошие возможности активно влиять на принятие решений на самом верху властной пирамиды. Наблюдая все происходящее последние два-три месяца, я склонен ему верить. Потому что правительственного подарка лучше, чем повышение НДС на ввозимый хлопок, нашему губернатору и пожелать было нельзя. Причем, как опытный политик, Тихонов совершенно правильно сделал вид, будто бы совсем не рад такому подношению, тем самым дистанцируясь от некоммунистического правительства, и, давая понять, что ничего хорошего от нечленов партии ожидать нельзя.
Увеличение НДС на хлопок, да еще так вовремя объявленное, словно специально приуроченное к победе Тихонова на выборах (что и дает повод верить в силу воздействия Владимира Ильича на принимаемые правительством решения) — панацея, спасение политического курса нового губернатора. Сколько раз за последние три месяца Тихонов произнес магическое заклинание: <Повышение НДС на хлопок погубит текстильную отрасль окончательно>. Газеты, радио и телевидение повторили эту смешную фразу бесчисленное количество раз, а сколько еще не повторили! (Будет НДС или не будет, в стратегическом плане значения не имеет, а в тактическом, без НДС, наоборот будет еще хуже, но об этом в одной из следующих публикаций.)
Если бы не НДС, то о чем бы говорил последние три месяца, то есть, находясь в должности губернатора, В. Тихонов? Скорее всего, о тяжелом наследии, доставшемся ему от бывшего руководства, хотя тема давно уже банальна, к тому же первым ее застолбил на более низком властном уровне ивановский мэр Грошев. Тихонову пришлось бы давать рецепты, причем, с учетом его электората и его идеологии, такие рецепты, которые привели бы к изменению ситуации в лучшую сторону уже через два-три месяца, в крайнем случае, полгода. Ведь, согласно политической доктрине КПРФ, для того, чтобы все было хорошо, надо только антинародные силы отовсюду изгнать. Разумеется, никакого улучшения бы не наступило в любом случае, и вот тогда Тихонову пришлось бы туго. Впрочем, у коммунистов всегда была и остается одна настоящая привилегия — первыми заявить о чужих ошибках. Так что губернатор по любому, как ни будь да выкрутился. Но ему ничего не пришлось изобретать — за него все сделали.
Что такое НДС на хлопок для Владимира Ильича, в рамках его политического договора с избирателем? Правильно, форс-мажор, стихийное бедствие. Значит, условия договора можно не исполнять, безо всякого ущерба для собственных интересов, не опасаясь санкций, пеней и возможных материальных (равно — моральных) претензий со стороны заказчика, то есть народа. Воистину удачлив и политически эффективен тот губернатор, который имеет такие условия с самого начала управления губернией.
Ивановский мэр Грошев, в отличие от Тихонова сработал проще, но не менее эффективно. На смену предвыборным лозунгам, типа: <Городу не нужен хозяин, мы сами его хозяева>, пришел другой грошевский слоган: <Даже я не знал, что все так плохо>, озвученный им буквально на днях в одном из местных СМИ. Это — политическое ноу-хау на все времена и на все случаи жизни.
Таким образом, Грошев признает свою ошибку в прогнозах, касающихся ситуации в городе. Однако городское хозяйство и бюджет, это, в первую очередь, жилищно-коммунальная сфера. Напомню, что жилкомхоз — основная профессия нынешнего ивановского мэра, а последнее его место работы — заместитель председателя областного правительства, курирующего коммунальную отрасль, а до этого он работал начальником соответствующего Управления администрации области. Если Грошев даже не предполагал, что все так запущено в областном центре, то как ему удавалось в течение стольких лет искусно маскироваться под специалиста-коммунальщика, на самом деле, как оказалось (по его словам), довольно слабо разбираясь в этой отрасли? Это какие такие проблемы удалось внезапно Грошеву рассмотреть в городском хозяйстве, которые никто не может увидеть, пока не станет мэром? Уж если такой большой начальник как Александр Васильевич не разглядел, то как можем разглядеть мы, и уж тем более, как можем мы проверить — а правду ли говорит уважаемый мэр! Ведь следуя его логике, понять истинное положение можно лишь после того, как возглавишь городскую администрацию. То есть пока я не стал мэром, я в равной степени могу считать, что Грошев врет и что говорит правду, потому что критериев оценки истинного положения (а значит и слов самого мэра), кроме занятия поста главы города — нет.
В простой и доступной форме городской голова намекнул всем жителям областного центра, что ему — оттуда — все хорошо видно, а нам — отсюда — не очень. А, значит, сидите тихо и ни о чем его не спрашивайте, а то он разозлится и предложит кому другому вместо себя городскую администрацию возглавить, а ведь это тяжелое и неблагодарное дело (вынужден объяснять он нам — тем, кто об этом даже не догадывается, потому что не мэры).
В то время, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, а некоторые из них уже и возвращаются (например, станция <Мир>), мы живем в городе Иванове. И есть у нас губернатор, и есть у нас мэр. Наверное, им с нами будет хорошо.