То, о чем так долго говорили большевики — свершилось. Начался второй, окончательный и бесповоротный этап краха самодержавия. Первый, политический этап, благодаря безудержной пропаганде и неуемному популизму на основе нефтяных сверхдоходов, остался почти незамеченным (если бы не животный ужас перед малочисленной оппозицией, то и вовсе остался бы тайной для большинства). Начался второй, который не заметить будет невозможно.
Все инерционные и переходные процессы в экономике благополучно завершены и теперь, даже невзирая на высокие цены на нефть (которые могут еще и снизиться плюс ко всему), не будет ни сверхдоходов, ни профицита бюджета. Впервые за последние годы не исполнен квартальный план по доходам федерального бюджета. Причем сразу обоими основными участниками этого действа — налоговой службой и таможней. Недобор составил примерно 10 процентов. Специалисты называют это провалом по сбору налогов. Больше того, де-факто, по итогам 1-го квартала (и нет оснований полагать, что этого не произойдет и по итогам года и даже по нарастающей) происходит секвестр бюджета. Помните такое страшное слово из допутинских времен?
Единственное, что профинансировано в полном объеме из плана на 1-квартал — государственные нужды и межбюджетные трансферты (то есть дотации регионам) — почти 100 процентов. Образование и здравоохранение получили чуть больше 80 процентов.
Кто-нибудь еще думает, что Путин останется на третий срок? Похоже, он в экономике и еще много в чем не сильно разбирается, но, тем не менее, он не идиот. И банальная статистика доступна для анализа даже сотрудникам администрации президента (хотя ведут они себя так, словно теленовости сами по себе способны двигать горы и реализовывать желаемые экономические показатели).
За пару-тройку лет Стабилизационный фонд опустошат до дна. Торговый профицит сокращается и скоро станет дефицитом, а это значит, что валюта вскоре опять потечет вовне — в оплату импорта. С 2000 года две мощные волны неумолимо двигались навстречу друг другу. С одной стороны — растущие доходы от экспорта природных ресурсов. С другой — растущие государственные расходы, коррупция, неэффективность, стагнация, ревизия реформ, национализация. И вот, к весне 2007-го они сошлись и поглотили друг друга. Краткий миг статус-кво, — и долгий путь вниз. При этом, способность экономики к независимому от нефти росту, а менеджмента, как государственного, так и частного, к преодолению проблем вызывает серьезные сомнения (ну, если только текстильщики — эти парни уже лет двадцать как ежедневно отвечают на все новые и новые вызовы).
Первыми начнут сворачиваться многочисленные федеральные целевые программы, реализуемые в регионах — как наиболее популистские и коррупционные, а зачастую и просто бессмысленные и вредные, поскольку внесистемные и за рамками утверждаемых и контролируемых бюджетов. Вся эта воровская тема с национальными проектами и особыми экономическими зонами также умрет тихой смертью.
Через год в стране будет полная ж… Как раз с уходом Путина. Добавьте сюда рост преступности, сопровождавший все эти так называемые путинские «годы обретения стабильности» — на фоне экономических проблем и с учетом перехода количества в качество, общество внезапно почувствует эту проблему, которая вызревает подспудно, но еще очень и очень даст о себе знать.
Насколько велик будет соблазн через пару лет произнести: «А при батюшке-то как было хорошо!». И насколько велик будет соблазн воспользоваться этой фразой для инициирования неких политических процессов. И насколько нужно любить власть просто так, беззаветно, чтобы подписаться за все итоги, идя на «преемника».
До смены власти нынешний режим из кожи вон вылезет, чтобы не дать обществу ничего почувствовать, то есть негативные процессы будут усиливаться, но искусственно отодвигаться на второй план.
По классической (хоть и довольно упрощенной) схеме, государство популистов, пользуясь результатами реформ предшественников, загоняет экономику в очередную дыру, оставаясь в памяти народной этакими благодетелями, в отличие от тех, кто на самом деле обеспечил процветание, но в силу инерционности экономических и общественно-политических процессов получил вместо признания одни лишь проклятия. Такая умозрительная конструкция если и верна, то лишь в странах, где есть политическая конкуренция и реальный свободный выбор. Кто придет на смену Путину? Тот, кто видит изъяны системы и готов жизнь положить на реформы? Вне связи с личностью преемника, останутся те же элиты, не готовые и не способные ни к чему, кроме перераспределения. Улучшать и исправлять будет некому.
С момента отмены выборов губернаторов прошло, казалось бы, немного времени, но с учетом отсутствия традиций демократии и публичной политики политические процессы в стране деградировали и за этот короткий срок. Региональные элиты будут неспособны даже и в малой степени противостоять нарастающему кризису на местах. Система управления в стране с точки зрения эффективности и оценки результатов заточена под решение совсем других задач.