Печатное слово

Настоящий День печати в России – 5 мая. Потому что 5 мая 1912 года родилась газета с самонадеянным названием «Правда», «коллективный пропагандист, агитатор и организатор», как сформулировал суть издания Владимир Ленин, её основатель. А не какое-то аморфное СМИ. К 5 мая этот текст Александра Горохова, редактора ивановской районной газеты «Наше слово», о жизни печатных, в смысле, бумажных газет во времена интернета.

Государство не собирается в ближайшее время отказываться от принципа «Что написано пером, не вырубишь топором». По целому ряду причин. Во-первых, есть официальные документы, которые вступают в силу только после опубликования в СМИ. Что отражено в уставах органов власти. То же касается публичных слушаний, оповещений, извещений. А интернет-издания в массе своей не хотят иметь статус СМИ, чтобы их не мог прикрыть или оштрафовать Роскомнадзор. Во-вторых, у граждан всегда есть претензии к властям, когда их ненадлежащим образом предупреждают об отключениях электроэнергии, графиках проверки газового оборудования и прочих скучных вещах. Когда эти объявления размещаются в интернете или бегущей строкой проносятся по телеэкранам, подтвердить факт оповещения государственные и муниципальные органы не могут. А газета — она и через полгода газета, хоть и слегка пожелтела.

Но самое главное, остаются читатели, которым именно бумажная газета представляется надёжным источником информации. Тут дело и в возрасте людей, и в привычке, и неумении пользоваться гаджетами, и, банально, в отсутствии нормальной интернет-связи или телесигнала.

Каждый раз, когда мы в газете рассказываем семейную историю, пишем о победах местных спортсменов, чьих-то увлечениях, размещаем интервью с интересным человеком, — в редакции непременно раздаются звонки с просьбой отложить несколько экземпляров — для родственников, друзей, соседей. Хотя каждая такая публикация размещается у нас на сайте и активно репостится в соцсетях.

Сейчас частных газет почти не осталось. Даже империя «Частника», ставившего рекорды по тиражам ещё не так давно, рухнула в одночасье. В конце прошлого года канул в лету «Иваново-Пресс», владельцы которой тоже неплохо умели работать в плане распространения. Существует «Хронометр», но это сетевая газета, живущая за счёт федеральной поддержки. А вот государственные и муниципальные издания продолжают выходить, хотя тиражи и невелики.

Когда я восемь лет назад пришёл в газету, структура читателей складывалась, как и у других изданий, просто. Большая часть подписчиков получала газету на дом через УФПС (управление федеральной почтовой связи). Распространять в розницу брали те же УФПС и «Роспечать». Население в районе, особенно, в отдалённых поселениях, консервативное, но бедное. «Районку» любят, ей доверяют, но доходы у населения такие, что приходится считать каждую копейку. И если газету выписывает библиотека, клуб и администрация, это уже хорошо. Мы знаем, что активные жители прочитывают её от шпигеля до прогноза погоды, даже если не подписываются. Но нам-то как-то нужно поддерживать тираж.

От читателей мы с удивлением узнали, что почтальоны и заведующие отделениями «Почты России» просят их… не подписываться на газеты и журналы. У них зарплаты маленькие, работы много, справиться бы хоть с разноской пенсий. А газету покупайте в почтовым отделении. Со «Сникерсом» в нагрузку. Когда я это рассказывал руководителям почтамта, у них глаза на лоб лезли. Что не мешало им брать с нас огромную наценку на свои услуги.

Мы сначала решили расшевелить почтальонов. Объявили конкурс «Человек подписки». Лучшим почтальонам — велосипеды. Администрация района нас поддержала. Конкурс прошёл «на ура». Почтальоны постарались, тираж вырос. Собрали подписчиков и под аплодисменты вручили почтальонам Печкиным дамские велосипеды (в основном, это были женщины), а почтовым отделениям — микроволновки. Но на следующий год тираж опять начал падать — почтальонов сокращали, а цены на доставку росли.

Тогда пришлось все взвесить и посчитать. Большинство наших подписчиков — работники администраций, муниципальных предприятий и учреждений, активные жители, волонтёры, предприниматели. Многие из них и раньше за нужным номером газеты приходили в редакцию и расплачивались на месте. «Подписка в редакции» — для всех СМИ обычное явление. Многим читателям удобно читать прессу на рабочем месте, а не ждать, когда её домой доставит или не доставит усталый от своей маленькой зарплаты почтальон.

Итак, условно на тот год подписка на 6 месяцев через «Почту России» стоила 500 рублей. На домашний или рабочий адрес. Доставлялась газета через день, а были и почтальоны, которые, устав и разнервничавшись, бросали газету не в почтовый ящик, а на крыльцо или в подъезде.

Себестоимость же (читай, подписка в редакции) составляла 250 рублей. Почта накручивала половину цены.

И перед очередной подписной кампанией я пришел в администрацию района с интересным предложением. Сотрудникам администрации, сельским поселениям, работникам муниципальных предприятий и учреждений предлагалось подписаться на газету за 300 рублей. Сумма необременительная. А доставка — на рабочее место. Главы поселений, депутаты всё равно постоянно бывают в районной администрации и могут забрать экземпляры газеты в пресс-службе. В течение недели все подписавшиеся могут получить газеты или в администрации, или в поселениях.

И хоть я уже четверть века работаю либо редактором, либо заместителем редактора в разных изданиях, по средам я теперь на общественных началах подрабатываю грузчиком и почтальоном. С утра иду на почтамт с армейским рюкзаком (летом — на велосипеде), загружаю пачки газет и отвожу их по известному адресу. А другие добрые люди в тот же день также бесплатно разносят их или развозят на машинах. Потому что они заинтересованы в нашем печатном слове. А «Почта России» пускай подождет!