По дороге разочарований

В последнем номере газеты «Иваново-Вознесенск опубликована статья Михаила Колчинского «Переправа, ведущая в… никуда». Посвящена статья строящемуся в Кинешме автомобильному мосту через Волгу. Суть ее весьма точно отражает заголовок.

Я ценю и уважаю журналиста Колчинского, считаю его практически единственным в нашей области классическим политобозревателем (правда, нацеленным, преимущественно на темы вне Ивановской области). Однако считаю, что не все темы политического свойства можно сводить к экономике, а экономику к чистой политике – что, на мой взгляд, и произошло в его статье.

Квинтэссенцию «Переправы, ведущей в… никуда», несмотря на цельнополосный размер материала, можно уместить в один абзац. Новый мост никому мешать не будет, но и толку от него никакого.

Априори предполагаю, что никто и никого не хочет ущемить или уязвить на тему моста и политики, а посему буду исходить из мысли, что обсуждаем только конкретный промышленный объект.

Всегда полагал, что есть вещи, не требующие доказательств, – типа аксиомы – не только в математике, но и в обыденной жизни. Еще при жизни прежней областной администрации, сам не раз писал об этом мосте и беседовал о нем с тогдашними областными руководителями. Головков очень много внимания уделял мосту (некоторый паблик рилэйшен, конечно, присутствовал, но как без этого): в интервью с ним я не задавал ему вопросов, зачем это нужно – казалось, все так очевидно, речь шла о сроках, деньгах и других, сопутствующих, вещах. Но, судя по всему, многие задаются вопросом, зачем на самом деле нужен мост, и, не имея ответа, приходят к мысли, что это и впрямь «переправа, ведущая в никуда».

Посыл, что у нас нет окружной дороги вокруг Иванова и нет приличной дороги по другую сторону Волги и зачем нам тогда мост, абсолютно противоположен тому, каким должен быть. Это классический пример ложного умозаключения из реальных предпосылок. Именно отсутствие моста не позволяет в должной мере применить все возможные приемы выбивания денег. Ведь дороги вне населенных пунктов – проблема государства. Вложив больше двух миллиардов рублей в строительство моста, государство в лице федерального бюджета и министерств не позволит ему пропадать. Под мост можно и нужно будет выбивать деньги еще и еще. И то, на что раньше никогда не дали бы, теперь однозначно дадут.

Сама по себе стройка такого масштаба — уже хорошо для области. Потому что это не выкачивание, а вкачивание ресурсов в экономику. Нельзя настолько вульгарно подходить и к проблемам экономических выгод: воздействие любого крупного объекта не ограничивается системой «дашь на дашь» – вот мост, вот дорога и вот точка общепита для дальнобойщиков, от которой мы получим столько-то налогов. Дорога – это жизнь, в самом широком смысле этого слова. В нашей огромной стране – тем более, дороги – это то, что позволяет государству оставаться единым целым.

Инвестиции в экономику, во многом, идут не по следам дешевой рабочей силы и неизбалованности местного населения. Они идут по дорогам и транспортным узлам. Стоило МПС объявить о закрытии нескольких невыгодных для железнодорожников станций, как в Ивановской области оказались под угрозой сразу несколько крупных предприятий. Наш мост пробьет дороги туда, где их никогда и не было. Тут можно вспомнить видного британского острослова Черчилля, сказавшего как-то, что в России нет дорог – одни направления. Он был не прав: у нас и направлений-то нет. У нас вообще мало любых – плохих или хороших – дорог.

Деградация сельского населения, о которой стали говорить в последнее время, была всегда. Только сейчас проблема стала острее и заметнее. Жили и живут по своим деревням люди, женятся друг на друге десятилетиями, из поколения в поколение (там все давно уже родственники). Вырождение целых групп населения налицо и в прямом, и в переносном смысле (вырождение отражается в первую очередь на физиономии). Мост и дорога вдохнет и в наши, и в дремучие костромские леса настоящую жизнь. Кинешемский мост через Волгу – это таран, с помощью которого Ивановская область действительно выйдет из транспортного тупика, хоть и не из железнодорожного.

Прямой эффект от моста виден сразу же – в инвестициях в строительство и преференциях, которые можно ожидать в ближайшие годы, в том числе от введения новых дорог и реконструкции старых. Но главное то, что дорога работает всегда – столько, сколько существует, и влияет абсолютно на все. Дорога влечет за собой появление объектов, планов и реальных достижений, которые невозможны без нее.

Утверждение «переправа, ведущая в никуда» – это ведь правда. Потому что сначала появляется переправа, а уже благодаря ей, потом, появляется все остальное.