Не дожидаясь нового федерального закона о местном самоуправлении, администрация Ивановской области планирует на местном уровне, в одном отдельно взятом субъекте федерации более четко регламентировать деятельность муниципалитетов и разграничить функции органов государственной власти и местного самоуправления. По предложению губернатора Владимира Тихонова по окончании работы над планом «мероприятий по государственной поддержке и развитию местного самоуправления» администрация и Законодательное собрание издадут совместное постановление, которым утвердят программу мер законодательного регулирования проблем, как самого местного самоуправления, так и его взаимодействия с органами госвласти. Объем законодательной работы велик и не ограничится принятием какого-либо одного закона. Известный специалист по проблемам местного самоуправления, депутат ЗС Сергей Вальков даже выразил сомнение, что нынешний созыв областного парламента успеет за время своих полномочий принять все необходимые нормативные акты.
Рискну в своих предположениях пойти дальше Валькова: не исключаю, а точнее сказать просто уверен, что если и не раньше нас, то, по крайней мере и не позже, Госдума примет-таки новый закон о местном самоуправлении, после которого наши депутаты смогут со спокойной совестью сказать, что они поработали на славу и многие из их наработок вошли в текст федерального закона. То, что такой закон должен появиться в обозримом будущем очевидно: слишком много проблем у муниципалитетов и слишком невразумительна вертикаль власти в России на уровне, где кончается государство. Для тех, кто не в курсе, поясню, что система исполнительной власти поделена на два уровня: государство и местное самоуправление. Формально они действуют независимо друг от друга. Реально же они суть одно и то же. Возможность муниципальных руководителей (глав городов и районов – уровень самоуправления начинается с уровня ниже главы субъекта федерации), опираясь на закон о местном самоуправлении, что называется качать права без реального разделения функций, прав, обязанностей и финансов, приводит к бардаку.
По идее, местное самоуправление должно на себя брать задачи местечкового быта. Предполагается, что функции государства гораздо более важны, ответственны и значимы. Однако где пролегает грань между первым и вторым не определено даже формально. На примере Ивановской области все видно невооруженным глазом. И областная администрация, и городские-районные власти занимаются отоплением, водоснабжением, образованием, детским питанием, здравоохранением, торговлей и т. д. Где черта отделяющая компетенцию муниципалитета от компетенции губернатора в вопросах заготовки угля? Да бог его знает, тем более что большинство районов дотационны, как и сама область.
Получается так, что задачи решают все одни и те же, а формально органы власти разделены, словно судебная, законодательная и исполнительная власть. Пока это привело лишь к одному – мэр областного центра может себе позволить задираться с губернатором, который при желании все равно кислород «самоуправцу» перекрыть может легко.
Нет сомнений в том, что суть всех предлагаемых изменений в системе взаимоотношений госвласти и местного самоуправления не столько в разграничении полномочий, сколько в том, чтобы путем этого разграничения ограничить вообще полномочия муниципалитетов и их глав. Ивановская область встает на этот путь, не дожидаясь решений федеральной власти. Похоже, что игры в формальное разделение властей надоели и областной администрации, и муниципалитетам, которые с воодушевлением встречают все движения в этом направлении. Недовольной, возможно, окажется лишь мэрия областного центра: Иваново – единственный муниципалитет в области, который по нашим меркам является донором областного бюджета. А, как известно, всякая власть опирается в первую очередь на финансы.