Как параллельные прямые неизбежно пересекаются в Космосе, так комедия и трагедия обращаются друг в друга, либо меняясь местами, либо соединяясь (воссоединяясь?) в единое целое и превращаясь в фарс. Единство и борьба великого со смешным – движущая сила социального прогресса и лакмусовая бумажка общественных отношений. В некоторые драматические моменты жизни, зачастую, почему-то, пробивает на громкий смех, или даже на неудержимый хохот. Помню, на заре туманной юности моей, мой друг Сергей Косолапов, находясь на кратковременном этапе студенчества в энергоинституте, участвовал в междуинститутском КВНе. Был конкурс капитанов, на сцене – двое, задание – сказать экспромтом какую-то стихоподобную белиберду. Визави моего друга выдавал на-гора зарифмованные окончания (разумеется, не смешные, но формально вписывающиеся в рамки задания: все смешное рождается спонтанно, а если по заказу, то весьма не быстро), а Серега лепил почти так же «остроумно», но вопиюще – я бы даже сказал, вызывающе – белым стихом, в чем, единственно и состоял юмор (прикол над самим КВНом). Так как это был конкурс, то есть зарабатывались очки и места, то публика в зале реагировала в полном соответствии с соревновательными канонами – ориентируясь, прежде всего на характеристики заданий и то, как они выполняются участниками и оцениваются, как обычно в провинции, довольно туповатым жюри. Короче говоря, среди энергетов царили уныние и тоска. Я же хохотал от всей души. Ситуация, на самом деле была настолько трагикомична, что смеяться могли только самые отъявленные негодяи – недруги энергоинститута (к каковым я правда не относился), но если уж смеяться, то навзрыд. Задатки журналиста стали проявляться у меня именно тогда. Честно говоря, ни до, ни после, ни в реальной жизни, ни по телевизору от КВНа такого удовольствия я не получал более никогда. Но это так, к слову, теперь ближе к теме, то есть к юмористической экологии или экологическому юмору – в общем, однозначно, к юмору черному, а посему самому смешному.
Подземный ядерный взрыв в Кинешемском районе Ивановской области в 1971 году. Как ни стараюсь, а серьезно, все, что о нем говорится, воспринимать не могу. Наверное, я бы так никогда и не решился признаться в этом широкой общественности, если бы не последняя капля – научный труд кандидата биологических наук, доцента Ивановского госуниверситета Михаила Шилова «Ядерный взрыв в Ивановской области» (изд-во ИвГУ, тираж 200 экз., вышел в свет в мае 2002 г. – свежее то бишь). Боюсь, что читателем, осилившим этот 90-страничный труд от корки до корки, кроме его автора, научного редактора и трех рецензентов, окажусь только я. Поэтому вкратце расскажу, о чем там говорится. Начинается книга с сообщения автора о том, что узнал он о проекте «Глобус-1» из «Ивановской газеты». Заканчивается книга призывом пить минеральную воду «Зеленый городок»: «Одним словом, эта живая вода помогает при многих видах заболеваний. Она добывается с глубины 220 метров в санатории «Зеленый городок» и относится к экологически чистым источникам. Таким образом, в настоящее время разработаны довольно эффективные рекомендации по профилактике онкозаболеваний, по выведению радионуклидов из организма, которых и следует придерживаться».
Нетрудно догадаться, что «ЗГ» выступил спонсором издания. Все что в книге находится между началом и концом, это подводка к минеральной воде. Бывают такие художественные произведения, где в самом конце имеется эффектная сцена, на которую единственно хватило фантазии художника, и ради которой и были исписаны предыдущие сотни страниц или снято полтора часа видеосюжетов.
Большинство авторов, писавших о нашем ядерном взрыве, сходятся во мнении, что он был аварийным. Правда, в чем конкретно авария заключалась, насколько серьезна она была, каковы ее последствия и есть ли они вообще, точно сказать не может никто. Причинно-следственные связи настолько туманны, что причиной болезни тамошних весьма малочисленных жителей может быть, как безудержное деревенское пьянство или просто нежелание закусывать после первой, так и ядерные испытания на Новой земле или китайском полигоне на озере Лобнор. (Кстати говоря, если бы спонсором издания на тему болезней в Кинешемском районе была бы «Шуйская водка», то виной всему оказалась бы именно левая и поддельная водка, а никак не ядерный взрыв.)
От заволжского захолустья, где и вредить-то некому, обратимся, пожалуй, к одной из немногих действительно экологических проблем (по реальному воздействию и на окружающую среду, и на население, но от этого не менее смешной), вольготно существующей посреди города Иванова – поле сзади пожарного училища (нынешнее, по моде, название – что-то типа академии пожарных наук). Когда-то давным-давно там была городская свалка. Сейчас там средняя школа № 36, автостоянка и гаражи. Новейшая история свалки началась чуть более десяти лет назад, когда появились все три перечисленных в предыдущем предложении объекта и когда отдельные представители общественности из близлежащих домов повели борьбу за экологию. Началось все, как водится, с анекдота, хотя до сей минуты, вряд ли кто его таковым считал.
В сентябре 1991 года на устный запрос народного депутата СССР Сергея Звонова по поводу обоснованности строительства автостоянки, главный инженер управления архитектуры исполкома горсовета П. Федин ответил, что на данной территории, в соответствии с генеральным планом города будет «запроектирован детский парк на 22 гектарах с необходимым набором игровых площадок, площадок для детских аттракционов и отдыха, с устройством открытого водоема и устройством индивидуально разработанных малых архитектурных форм» (красиво отвечено). Одновременно с этим, планом предусмотрена и автостоянка, на которой приезжающие отдохнуть дети и их родители могли бы оставить свои авто. Квинтэссенция ответа заключалась в том, что парк будет «запроектирован», а автостоянка под него уже строится. Это такой чиновный юмор, благодаря которому можно обойти все, что угодно и наличие которого есть обязательное условие для замещения соответствующей муниципальной или государственной должности.
С годами автостоянка и край поля сильно обросли гаражами. Выяснить, какие из них установлены условно-законно, представляется на сегодняшний день делом абсолютно невозможным. Условная же законность объясняется следующим. Согласно разъяснению областной прокуратуры корректировка генплана города (например, разрешение на строительство гаражей вместо парка) может быть осуществлена точно таким же решением того же органа, который утвердил генплан, с соблюдением той же процедуры (например, всенародное обсуждение плана застройки). Это означает, что если у гаражевладельца и есть разрешение муниципалитета, то оно все равно незаконно, поскольку муниципалитет не имел права такое разрешение давать. Но это – общетеоретические рассуждения, реалии же совсем иные. Они заключаются в том, что огромному спальному району автостоянка больше нужна, чем что-либо другое. Больше потому, что автовладельцы за свои потребности готовы платить деньги.
Переписка по поводу поля за десять лет собралась довольно обширная. Суть ее – в противоречии между законом и полезной перспективой для всех жителей (включая автомобилистов), с одной стороны и реальными, сиюминутными потребностями, которым никто не может противостоять, с другой.
Обратите внимание на любую городскую школу: все они просто утопают в зелени, все они окружены ровными и не очень рядами деревьев. Сколько школа существует, столько ее ученики возле нее что-нибудь сажают – и это все растет и разрастается. За исключением, похоже, только одной школы – 36-й. Возле нее ничего не растет. Свалка – это территория земли, испорченная безнадежно и безвозвратно относительно сроков человеческой жизни. Для восстановления почвы на месте свалки необходимы те же процессы, в результате которых микроорганизмы в течение миллионов лет создавали почву Земли. Здесь, конечно, масштабы не те, но речь идет о десятках, если не сотнях лет.
Относительно быстрое (несколько лет) восстановление почвы на месте свалки возможно лишь путем вывоза отравленной земли и завоза на ее место нормальной. Какие это деньги, объяснять никому не надо. Как на месте бывшей свалки проектанты из тогда еще ленинградского института «Ленгипрогор», разработавшие генплан г. Иванова, собирались разбивать парк, непонятно, да впрочем их это и не касалось, ведь реальное воплощение планов, это не дело разработчиков. Возможно, что тогдашние городские власти предполагали, что деревья растут в любой земле и сами же эти деревья землю и вылечат, возможно, они предполагали, что советских денег хватит на любой проект, включая сложнейшую рекультивацию. Хотя, скорее всего, они ни о чем не думали вообще. С реальностью же столкнулись уже после того, как и саму Советскую власть отменили. Успели только школу построить.
Несколько лет назад вокруг школы возникла небольшая шумиха по поводу некоей радиационной загрязненности ее территории. Искали радон в подвалах. Немного нашли, но всех успокоили – радиации нет. А если уж радиации нет, то это – гарантия экологической безопасности. Благодаря бандитским организациям экологов типа Гринпис в народе сложилась устойчивая радиофобия: радиации боятся, а всего остального нет. На пустом месте устроили суету вокруг подземного ядерного взрыва в Кинешемском районе, а посреди полумиллионного города сталкеровскую зону, на которой даже деревья не растут, никто не видит. Строительство гаражей между тем сопровождается засыпкой привозного грунта. Причем можно сделать однозначный вывод, что грунт мало чем отличается от того, что есть. Найти хорошее место с хорошей землей, получить разрешение на ее вывоз, заплатить за это деньги – возможностей и желания нет. Землю берут с тех же свалок или заводских территорий. Привозная земля может оказаться даже еще более зараженной. Уж если площадь Пушкина засыпали землей, отравленной соединениями хрома, о чем известно всем общественным и государственным экологам, то что говорить о стихийном гаражном строительстве.
Ну и в заключение, чуть более подробно о гаражах, так как это самый бородатый анекдот в городе. На ниве борьбы с их незаконным строительством у городских властей одни поражения. Список же побед авто- и гаражевладельцев поражает разнообразием и длиной. Но не настолько насколько мог бы. Отрыжка социализма – привычка на все испрашивать разрешения – неискоренима среди даже самых отъявленных правозащитников, анархистов, народных депутатов и прочих нонконформистов. Вместе с тем, уже давно, устами бывшего заместителя бывшей прокуратуры города Иванова господина Эверстова, сказано, что вопрос принудительного сноса незаконно установленных гаражей – это вопрос судов. О! Ведь это означает, что реально вопрос ничей. Принудительно снести один гараж еще возможно, и то если он кому-то из сильных мира сего помешает, а если сотня, то хоть на площади Ленина стройте – века простоят.
Решать проблему бывшей свалки и незаконных гаражей нужно самым банальным образом – негласной поддержкой их строительства. Формально власть будто бы борется с этим, а реально ничего сделать не может. Владельцы гаражей, ничем не рискуют (те, у кого гаража нет, а хотелось бы иметь – идите и стройте и ни у кого ничего не спрашивайте), но внутренне всегда будут испытывать дискомфорт: ведь все мы в глубине души законопослушные граждане. Этим дискомфортом и можно будет впоследствии воспользоваться. Довести ситуацию до абсурда, когда в недрах автомобилистов само по себе созреет движение по самоорганизации и культуризации. Оно сформируется в некую предпринимательскую структуру, которая развернет там совсем новое строительство. Но тогда уже генплан придется подгонять под новые обстоятельства. Про парк можно смело забыть.
Во всем этом есть совсем уж положительный момент. Смотреть на проблему только под углом неспособности власти принимать решения и исполнять их, нельзя. Налицо самоорганизующее начало масс – предвестник так называемых саморегулирующих организаций, которые на Западе принимают на себя множество функций государства. Если владельцам автостоянки и гаражей и дальше слать грозные предписания о несоответствии закону и тому подобному (то есть не мешать людям никоим образом), то они глядишь, и сами там парк спроектируют. Когда-нибудь. Жаль только жить в эту пору прекрасную… ну, дальше вы сами знаете.