Случайность в нашей жизни играет немаловажную роль. Бывает, что именно случайность влечет за собой череду каких-то давно ожидаемых или желаемых событий. Ивановской студентке, пятикурснице отделения журналистики Ивановского госуниверситета Анастасии Кирилловой повезло пройти практику на русской службе Би-би-си в Лондоне. Мы не стали спрашивать у нее о том, как живет английская молодежь и чем хороша столица туманного Альбиона. Мы поинтересовались работой русских журналистов на британской радиостанции и тем, чем она сама занималась в Англии.
— Настя, как тебя «угораздило» оказаться на одной из самых популярных радиостанций в мире, да еще пройти там журналистскую практику?
— У нас в Иванове есть представительство одного московского агентства, которое занимается трудоустройством в англоязычных странах. Мне посоветовала туда обратиться мой преподаватель по английскому языку. После сбора различных справок я, в числе других молодых людей, в июле прошлого года отправилась по студенческой визе в Лондон.
Буквально перед этим у нас в университете проходил экзамен по журналистике русского зарубежья. Я его сдала в письменном виде – написала о русском журналисте Севе Новгородцеве и его работе на Би-би-си. И когда я узнала, что точно еду в Лондон, то написала письмо Севе и предложила познакомиться. Ответ был такой: мол, будешь в Лондоне, позвони — встретимся, пообщаемся. Как только я приехала, сразу и позвонила ему, и мы встретились. Он устроил мне небольшую экскурсию по зданию Би-би-си, я присутствовала на записи различных программ, в том числе «Би-Би-Сева. Новости с человеческим лицом», — посмотрела всю эту журналистскую кухню. И я сказала, что осенью хотела бы попасть к ним на практику.
— А что было дальше?
— А дальше я проработала два месяца на фабрике по упаковке овощей, заработала денег. В конце сентября, когда у нас в университете началась практика, я снова приехала в Лондон, но уже не на упаковку овощей, а на практику на Би-би-си.
Меня познакомили с редактором новостного отдела текущих событий Андреем Остальским. Он сказал, что «молодым везде у нас дорога», и почему бы не попробовать. В течение трех месяцев я проходила практику на русской службе. Сначала просто слушала программы, мне рассказывали о структуре радиостанции, о том, что такое вообще Би-би-си. Потом дали диктофон, и я стала собирать информацию и делать материалы.
— В какие программы?
— Сначала в новостную программу Севы Новгородцева. Я была в числе тех, кто работает «за кулисами» — собирает для программы новости (а таких людей достаточно много). Должность по поиску новостей и интересных людей у них называется «researcher». В интернете искала новости, а потом и людей, которые могли бы ту или иную новость прокомментировать. Так, например, я узнала, что в Австралии открылся филиал некоей фирмы, продающей участки на Луне всего за 100 долларов. Я сумела найти представителя этой фирмы в нашем Иркутске и договорилась об интервью. Считаю, что это была моя первая серьезная работа на Би-би-си. Еще мне удалось сделать пару материалов: о шестидесятой годовщине использования пенициллина и о проблемах общественного транспорта в Лондоне.
— У них тоже с этим не все в порядке?
— В Лондоне самое старое метро в мире. Оно дорогое, поезда ходят редко, приходится ждать по пятнадцать минут. Кроме этого, очень частыми бывают автомобильные пробки. Я поговорила с кондукторами, жителями Лондона, получилось интересно. Еще сделала репортаж в программу «Гражданин мира» о музыкальной группе, в составе которой ребята абсолютно разных национальностей и разного гражданства. Кстати говоря, мне лично наиболее интересна именно музыкальная тематика, в дальнейшем я хотела бы специализироваться на ней.
— Было что-то такое, что сразу бросилось в глаза на Би-би-си?
— Знаешь, в Иванове я работала на «Радио Мост», где вся информация хранится на дисках. В Лондоне же, на Би-би-си, большинство записей на бобинах – устаревших пленках! Такой способ хранения информации, насколько я знаю, еще используется у нас на ИГТРК. Я была очень удивлена и мягко поинтересовалась, почему так, (в 21 веке!), на что мне сказали, что переоснастить все и сразу современной техникой очень дорого, но постепенно этот процесс идет.
— Какая у них журналистика, что считается наиболее важным?
— Вообще на Би-би-си готовят новости, которые имеют самый широкий, международный общественный резонанс. В каждой стране у этой радиостанции есть свои специальные корреспонденты, так называемые «стрингеры». При подготовке какого-то материала нужно узнать, кто занимается нужным вопросом в той или иной стране, тогда журналисты Би-би-си звонят стрингерам и те разыскивают контактные телефоны, адреса и так далее. Кроме того, на русской службе Би-би-си нет постоянного программного редактора, каждый день его обязанности могут исполнять разные люди. Общение между тем, кто берет интервью и тем, кого интервьюируют, обычно происходит по телефону — непосредственные встречи бывают редко.
Радиоматериал должен представлять из себя хороший радиопакет: обязательно должен быть лид (ведение), если в материале есть несколько интервью, то женские и мужские голоса должны чередоваться, наличие интершумов или музыки обязательно. В общем, должна создаваться звуковая картинка.
— Что дала тебе практика?
— Ну, конечно же, это огромный опыт. Мне было очень интересно. Думаю, что это поможет в будущем. После практики мне выдали характеристику на фирменной бумаге, подписанную двумя редакторами радиостанции. Сева Новгородцев тоже поставил на ней свой «автограф». Думаю, при трудоустройстве на работу в Москве мне эта характеристика поможет, в Иванове я вряд ли задержусь. Буду ли пытаться устроиться на Би-би-си? Не знаю, но могу сказать, что меня интересует больше не новостная, а авторская, тематическая журналистика. С некоторыми работниками станции мы обменялись адресами, а что будет дальше — время покажет.
Интервью провела Татьяна ДУНАЕВА