Вундеркиндов нет

К тому, что сегодня в школах стали преподавать все больше предметов, непомерно увеличивающих нагрузку на детей, родители, похоже, уже привыкли. Это, с точки зрения прогресса, возможно, и закономерно, но с точки зрения влияния на здоровье ребенка весьма проблематично. Чего в этой ситуации получают больше сами дети – вреда или пользы? И вообще, как много можно нагружать детей с раннего возраста?

Около пяти лет в Иванове работает школа дошкольного образования «Элита», где должность управляющего занимает Галина Лебедева, педагог-психолог по образованию. Вместе с ней в штате работают педагоги-психологи и логопеды. За определенную сумму два раза в неделю родители детишек дошкольного возраста – от 9 месяцев до 6 лет – посещают вместе со своими чадами занятия в небольших группах. Обучение проходит по авторской программе «Мир на ладошке», права на которую, как сказал Галина Александровна, у нее не раз пытались перекупить. Но посещение такой школы малышами никак не заменяет им детского сада или яслей. Привести своего ребенка сюда родители могут в любом возрасте, будь ему хоть год, хоть пять лет.

Сама управляющая убеждена, что сегодня, когда наблюдается тенденция речевой задержки у детей (вместо обычных полутора лет дети начинают говорить лишь в два – два с половиной года), их обучение нужно начинать как можно раньше, примерно с четырех месяцев.

Так в каком же возрасте лучше отдавать ребенка в детсад или в так называемые школы раннего обучения? Психологические цели дошкольных образовательных учреждений – общение и развитие социальных навыков, физическое и интеллектуальное развитие, формирование самостоятельности (какое-то время обходиться без близких), подготовка к школе. (Далеко не каждая семья может отправить своего ребенка в такое учреждение, но это – отдельный вопрос).

Вот другое мнение, несколько отличное от мнения руководителя «Элиты». Время начала посещения детского сада может колебаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, но если есть возможность находиться с мамой до 3-х лет – лучше не спешить. Именно так считает большинство российских специалистов в этой области. В их числе и заслуженный деятель науки России, доктор медицинский наук, профессор, Мария Философова:

– Развитие нервной системы, мыслительного процесса, различных навыков и так далее определяются возрастными особенностями ребенка – они должны быть обусловлены функцией всех систем мозга. Мое личное мнение по поводу раннего обучения и воспитания следующее. Я считаю, что здесь бежать впереди паровоза не нужно – может задавить. Раннее развитие эстетических и психических навыков зачастую вредно, так как способно вызвать перегрузку организма и в дальнейшем сильно повлиять на здоровье. Сейчас все чаще дети рождаются с определенной мозговой недостаточностью. Но и задерживать развитие не следует. В любом случае решать – отдавать ребенка в школу раннего обучения или нет – родители должны лишь после того, как проконсультируются с психологом и педиатром. Я не против таких школ, где созданы все условия для здорового развития ребенка, но опять же я повторяю, посоветовать – отдавать или нет ребенка туда должен врач. Раньше, несколько лет назад, детей по специальной методике начинали учить плавать раньше, чем ходить. И мне известны случаи, когда это вредило детям – плавать они научились, а ходить толком так и не смогли. Еще, когда много говорилось о том, отдавать ли ребенка в школу с шести лет, я сама лично писала в Министерства здравоохранения и образования, объясняла, что если не будут созданы специальные условия для обучения детей с такого возраста, то этого делать нельзя. Нужно учитывать многие факторы: нервную неустойчивость ребенка, наследственный фон. Нельзя всех детей перегружать и из всех стараться сделать вундеркиндов. Я вообще считаю, что вундеркиндов нет. Просто у каждого человека есть определенные склонности, способности к чему-либо, которые либо развиваются, либо нет. Но опять же говорю: этому должны способствовать определенные условия. И не обязательно развитие и обучение должно происходить в какой-то из таких специальных школ. А если ребенок не имеет способностей, то родители должны смириться с этим и любить его таким, какой он есть. На мой взгляд, очень многое все же закладывается в семье. А сегодня родители нередко пытаются самоустраниться от воспитания ребенка, отдавая свое чадо в разнообразные школы. Наверное, это не всегда правильно.