Двуединая Россия

         Накануне внеочередной конференции ивановского регионального отделения «Единой России» стало известно решение Генерального совета партии: сторонам конфликта (условно их можно разделить на сторонников губернатора Михаила Меня и соратников Михаила Бабича, ранее депутата Госдумы от Ивановской области, ныне представляющего в парламенте область Владимирскую).

        Москва вынесла соломоново решение: два избирательных списка «Единой России», представленные противоборствующими сторонами, были трансформированы в один паритетный. В партийном списке сторонники Меня и Бабича чередовались через одного. Так же между «единороссами» разной направленности были поделены избирательные округа.

        Несмотря на то, что на конференции ничто не предвещало беды, напряжение было очень заметно. Михаил Мень и Валерий Васильев сидели рядом, перекрестив пальцы рук на уровне лица. Известные исследователи в области ведения переговоров Ниренберг и Калеро утверждают, что этот жест обозначает желание человека скрыть свое отрицательное отношение к происходящему. Причем, если руки подняты именно на уровне лица, с человеком будет труднее договориться.Михаил Бабич то прикрывал рот (согласно исследованиям, это означает, что собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу), то опирался подбородком на кулак и вытягивал указательный вдоль щеки (жест «подождем-посмотрим»).

         Из пяти человек, сидевших в первом ряду президиума, четверо (Михаил Мень, Валерий Васильев, Михаил Бабич и Владимир Колесников) надели голубые рубашки. Голубой цвет, по мнению психологов, помогает убедить собеседника.

         Итак, несмотря на заметное напряжение, сначала конференция шла достаточно плавно. Потом появились первые признаки того, что спокойствие обманчиво. Председательствующий – бывший руководитель регионального исполкома «ЕР» Александр Козыро, пояснив, что заседание носит сугубо «технический характер», предложил удалить из зала СМИ. Впрочем, сделал он это как-то странно: «Представителям средств массовой информации настоятельно не советую оставаться». Совет, даже совет столь уважаемого человека – всего лишь рекомендация, а не приказ. В общем, пара журналистов совету не вняли. Как оказалось впоследствии, не зря. Надвигающаяся буря сначала проявилась при выступлении Михаила Бабича. Фактически прощаясь с ивановскими «единороссами» (он должен был покинуть и покинул политсовет, поскольку перешел на работу в соответствующий партийный орган во Владимирской области), депутат Госдумы выразил свое отношение к расколу в Ивановской областной думе. С этого момента приводим стенограмму событий с незначительными купюрами.

         Михаил Бабич: В карьере каждого руководителя наступает момент, когда необходимо принимать решение: либо оставаться на хорошо подготовленном, насиженном месте, либо переходить на более ответственную,  и, не буду скрывать, более перспективную работу. Мне предложено перейти в политсовет «Единой России» во Владимирской области. Я делаю это с легким сердцем, потому что нам многое здесь удалось сделать. И сегодня это совершенно не та организация, с которой нам довелось начинать работать 5-6 лет назад… Рапортуя о наших достижениях, мы не должны забывать, по какому поводу здесь собрались. Мы собрались по поводу  выдвижения кандидатов в депутаты областной думы в связи с тем, что дума четвертого созыва была распущена. Мы сегодня не будем анализировать причины, потому что наш диалог может повредить общему ходу избирательной кампании. Разговор мы отложим… Но не сказать о некоторых аспектах сегодня, наверное, было бы неправильно.Что же, по-моему, произошло. Формально одна группа депутатов оказалась недовольна методами руководства другой группой депутатов. Согласитесь, далеко не повод для того чтобы прекратить деятельность представительного органа власти, за который проголосовало большинство жителей области… Есть неформальные причины. Сразу оговорюсь, не будем глубоко их анализировать. Это не разговор сегодняшнего дня. Тем не менее, мы должны понимать, что среди наших товарищей, в наших рядах были… некоторые люди. Один шел с нездоровыми, непомерными амбициям —  предлагал себя на все посты, начиная от спикера думы, заканчивая мэром города. У второго интересы бизнеса перекрыли разум, сознание, честь и совесть. Третий дошел до того, что пытался таким образом уйти от уголовной ответственности. А закончилось это все пресс-конференцией, когда группа депутатов выступила совместно с нашими политическими оппонентами, с которыми мы так долго и успешно боролись – представителями партии СПС. Пресс-конференцию по итогам того, как удалось успешно решить операцию по роспуску думы. Это урок, коллеги.Это одна сторона медали, есть и другая сторона. Руководство думы, руководство фракции, руководство регионального политического совета оторвались от нужд людей, оторвались от проблем избирателей, от проблем простых депутатов. Ситуация назревала и не один день. Это тоже урок…

        Сразу после выступления Михаила Бабича на трибуну вышел спикер неработающей Ивановской областной думы Андрей Назаров. Он озвучил предложение вывести из состава политсовета не только Михаила Бабича, но и Романа Ефремова, Владимира Бочкова, Владимира Гришина, Олега Котлярского, Николая Прудникова, Сергея Федосова, Сергея Горбунова, Олега Захарова. Заявление Андрея Назарова вызвало бурную реакцию. Сначала на трибуну порывался выскочить Владимир Гришин, однако Александр Козыро его не пустил. Однако он не посмел запретить выступить Михаилу Меню.

         Михаил Мень: Я прошу слова по этому вопросу. Мы только что проголосовали за список. Мы с вами договорились, что список единый. Если мы сейчас проголосуем такое решение и исключим наших товарищей из состава политсовета, мы нанесем удар и по ним, и по партии в целом. Потому что эта информация будет донесена до наших оппонентов, до средств массовой информации. Я хочу вас предупредить — если вы за это проголосуете, мы с вами нанесем конкретный вред партии, и я буду вынужден докладывать об этом руководству президиума верховного совета.После выборов соберемся и будем разбираться по этому вопросу. Я думаю, что у Михаила Викторовича такая же точка зрения по этому вопросу.

         Александр Козыро: Михаил Александрович! Можно ли ваше выступление расценивать как другое предложение, а именно предложение не проводить плановую ротацию?Михаил Мень что-то ответил не в микрофон.

         Андрей Назаров: Не хотел бы из плановой ротации, которая происходит, что-то устраивать. Мы не отторгаем наших товарищей, мы их не исключаем.

         Михаил Мень (кричит с места, перебивая): Мы наносим удар! Мы наносим удар перед выборами!

         Андрей Назаров: Михаил Александрович, я вас не перебивал, хотя у меня хороший командирский голос.

         Гомон в зале. Слышится голос Михаила Меня: Не надо обманывать конференцию!

         Андрей Назаров: Потом мы ответим на все вопросы и дадим пояснения. Идет соответствующая ежегодная ротация.

         Николай Прудников (кричит из зала): Не гоните кино!

         Андрей Назаров:Есть мнение по ротации.

         Владимир Бочков (из зала): А чье мнение-то?

         Андрей Назаров: Еще раз для людей, кто недослышали…

         Владимир Бочков (из зала): Господин Назаров! Кто несет ответственность за развал, который вы устроили в думе?

         Андрей Назаров: Я и сейчас при конференции для тех, кто не слышал, скажу, что нашел в себе силы извиниться перед членами партии, перед населением и предложил свое сложение полномочий, чтобы вы пришли и проголосовали за бюджет.

         Владимир Гришин (кричит из зала): Неправда! Неправда!

         Николай Прудников (из зала): Не надо здесь лгать!

         Александр Козыро: Не надо конференцию превращать в балаган.

         Андрей Назаров: Значительная часть (А.К. — предлагаемых к исключению из политсовета) отношения  к событиям в думе не имеет, разговор идет об оптимизации политического совета в преддверии серьезнейших задач, которые стоят перед партией.

        Владимир Гришин (добравшись-таки до трибуны): У нас сегодня есть возможность, как никогда, нормально консолидировать нашу партийную организацию, которая в последнее время стала превращаться в бойню. Сегодня генеральный совет партии дал нам возможность, несмотря на то, что разные группы людей преследовали разные взгляды, консолидировать все в едином списке…И сегодня, несмотря на это хрупкое равновесие, я вижу, что готовится очередная провокация.Я вас призываю ни в коем случае не допускать этого. У нас есть Владимир Колесников – член центральной ревизионной комиссии нашей партии. Давайте поручим ему разобраться, кто у нас виноват в той ситуации, которая случилась. Надо Гришина вывести из политсовета – я двумя руками «за» проголосую. Надо Бочкова – двумя. Надо Назарова…

         Владимир Бочков (из зала): Тремя!

         Владимир Гришин: Давайте сделаем, чтобы независимая комиссия разобралась в ситуации, и дадим оценку. А не то, что «кто-то хочет уйти от уголовного преследования», которого нет на самом деле.А то у нас получается так: вышел человек, облил кого-то грязью с трибуны, и все становится ясно. Этого ни в коем случае нельзя допускать.

         Руководитель шуйского отделения «Единой России» Евгений Горобец (из зала): Создается такое впечатление, что внешне все выглядит хорошо, а внутри – все плохо. Владимир Сергеевич, который сейчас нам так яростно рассказал, как не должно быть, в течение декабря и начале января не присутствовал на заседаниях президиума. В силу того, что у него были какие-то личные идеи.

         Гомон. Слышно, что Михаил Мень говорит Валерию Васильеву, что собирается выйти из списка партии.

         Николай Прудников: Я не хотел этого говорить, но скажу. Когда шли выборы в Государственную думу, руководство регионального отделения нашей партии в лице Валерия Николаевича (А.К. – Васильева) все меры предпринимало, чтобы результатов… (далее неразборчиво). Они вели подрывную работу.

          Громкий гомон. Аплодисменты с одной стороны, гул недовольства – с другой.

          Николай Прудников: Я вам дословно отвечаю перед любым прокурором. Когда мы в Пучеже проводили совещание по формированию фракции, Валерий Николаевич спросил начальника штаба, какой прогнозируется результат по выборам. Тот ответил – 60-70 процентов. Совещание заканчивается. Он отозвал в сторонку меня и Дмитрия Ключарева и спрашивает: «А нужны ли нам хорошие результаты?». И  сам же отвечает: «Не нужны».

         Дмитрий Ключарев: Я не помню такого разговора. Прошу не втягивать меня в какую-то ерунду.

         Аплодисменты. Громкий гомон. Споры в зале.

         Андрей Назаров: У всех есть аргументы. Мы все это обсуждали. Если кому-то интересно, по каждой кандидатуре мы объясним. Есть вещи страшные и неприятные, есть простые рабочие моменты. А что мы сейчас слышим! На что у нас замахиваются отдельные кандидаты! Некоторые вещи слушать страшновато.

         Владимир Гришин: Объясните по каждой кандидатуре!

         Андрей Назаров: Про вас объяснить? Насколько я знаю, 12 числа по требованию следственного комитета областным судом дано было разрешение на возбуждение против вас уголовного дела.

         Владимир Гришин: Я прошу вас предоставить соответствующие документы.

         На трибуну прорывается руководитель управления партийного строительства департамента региональной работы Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия» Анатолий Трапезников.

         Александр Козыро: Анатолий Иванович, я вам слова не предоставляю. Товарищи! Внимание, товарищи! Член партии Мень секретарю регионального политсовета, справа в метре от меня, говорит, что он его размажет. Ставлю вопрос на голосование о плановой ротации.

         Анатолий Трапезников (пробравшись к микрофону): Уважаемые коллеги, конференция в данной ситуации продолжать свою работу не может. Предлагаю сделать перерыв.

         Кто-то из зала: А вы кто такой?!!!

         Анатолий Трапезников: Перерыв!!!

         Трапезников уходит. Гомон, переходящий в беспорядок. Владимир Бочков, Владимир Гришин и Николай Прудников порываются покинуть зал, но остаются.

          Михаил Мень (с большой экспрессией, очень эмоционально): Я вас прошу не наносить удар по своим товарищам сейчас. Этого не надо делать. Давайте, после того, как пройдут выборы, вернемся к этому вопросу… Я не смогу возглавлять такой список, если у нас внутри раскол. Выбирайтесь тогда сами. Я не смогу возглавлять такой список, если у нас раздрай на ровном месте. Хотите разобраться внутри, кто прав, кто виноват – я не берусь разбираться. Разберитесь потом, после выборов. Осталось полтора месяца. Что, не можете потерпеть? Не надо сейчас так нагло протаскивать это решение. Потому что тогда пойдете на выборы без меня. И я посмотрю, какой будет результат. Это нарушение всех пакетных договоренностей, которые достигнуты на уровне Генерального совета. Я вас прошу как лидер списка, а не только как губернатор. Вы мне доверили привести партию на выборы с хорошим результатом. И я его смогу дать, если вы не начнете с первого дня наносить удары по своим коллегам. Пожалуйста, будьте внимательны и не идите против задач партии.

         Александр Козыро: Позиция губернатора сформулирована и нами услышана. Ставлю на голосование.

         Михаил Мень (в начале процесса открытого голосования, обращаясь к залу): Спасибо!

         Идет голосование, заметно, что за предложение Андрея Назарова отдано больше голосов.

         Председатель счетной комиссии Елена Григорьева объявляет результаты: 59 – за, 24 – против, 21 – воздержался.

         Мень (довольный, облегченно с места): 125 делегатов – считайте!

         Гомон в зале.Михаил Мень (быстро дойдя до трибуны): Уважаемые делегаты конференции, как лидер списка, благодарю вас за мудрую позицию, за то, что вы не дали расколоть организацию, и не дали нанести вред нашим коллегам, которые пойдут сражаться по одномандатным округам. Спасибо вам большое.

         Александр Козыро: Товарищи! Согласно требованиям устава «Единой России», решение на заседании конференции принимается большинством делегатов при наличии кворума. Кворум у нас имеется. При этом 59 человек проголосовало — за. 24 – против. 21 – воздержался. 24 плюс 21 – это 45. 59 плюс 45 – это 104. Где остальные? Не приняли участия в голосовании. Смотри — 104 минус 45 получается 9… ( Длительная пауза). Решение большинством голосов принимается.

         Хохот в зале.

         Анатолий Трапезников: Решение в соответствии с уставом партии принимается большинством голосов от числа зарегистрированных делегатов конференции.

         Кто-то из зала: Это Козыро придумал устав такой.

         Александр Козыро: Мне остается признать, что у меня проблемы с математикой. Решение не принято. 

         Таким образом, несмотря на то, что предложение Андрея Назарова было поддержано большинство проголосовавших, решение не прошло. Для принятия решения было необходимо набрать большинство от списочного числа участников. Не хватило всего четырех голосов. В результате политсовет покинул только Михаил Бабич. Дополнительно в орган партии были введены Михаил Мень, сенаторы Владимир Гусев и Юрий Смирнов, депутат Госдумы Татьяна Яковлева и член генсовета «Единой России», ткачиха Елена Лапшина. Кроме того, Михаил Мень стал членом президиума политического совета регионального отделения партии.

          По материалам газеты «Частник»