Демократия – самый дорогой вид государственного устройства. Это объективная реальность, от которой никуда не деться. С этим не надо мириться, это нужно принять как должное. Подавляющему большинству населения России, конечно, проще смириться, оставшиеся же готовы принять, но не понимают, как.
Несмотря на то, что редакторат «Курсива» пообещал бить физиономии депутатам, которые проголосуют в полном объеме за закон о статусе депутата, предполагающем некоторые совершенно неприличные льготы и материальные блага для парламентариев, мы рассчитывали лишь на то, что депутаты воздержатся от наиболее одиозных привилегий (в смысле, наглеть не будут). Теперь же мы готовы к виртуально-физической расправе над депутатами еще и в том случае, если они в полном объеме примут смету расходов Законодательного собрания на будущий год.
Нас не смущает сумма в двадцать с лишним миллионов рублей. Нас не волнует покупка пяти весьма нехилых пылесосов по семь с половиной тысяч, десяти холодильников и пятнадцати компьютеров с принтерами, комплекса наружного видеонаблюдения за пятьдесят тысяч рублей, антенны за двадцать пять тысяч и двух диванов за двенадцать с лишним… Нас беспокоит методика.
Одной из основных целей демократического устройства государства в идеале, конечно, смело можно считать абсолютную прозрачность бюджета. Попробуйте у наших депутатов выбить хоть копейку без должного обоснования! Любому хозяйствующему субъекту без хоть как-либо оформленной проектно-сметной документации прикорячится такая фига, пред которой самая большая инжирина покажется виноградиной, случайно выросшей в средней полосе России. Сами же депутаты (уточню какие: внесшие на рассмотрение проект сметы) безо всякого зазрения совести составляют такой план расходов, что остается этим же планом их по башке шарахнуть.
Методика составления расходов любого хозяйствующего субъекта, как минимум, подразумевает анализ существующей ситуации и оптимизацию расходов. Начнем с первого.
Анализ ситуации показывает, что в депутатском корпусе полностью отсутствует принцип равенства. О равенстве в России в глобальном понимании можно и не задумываться. Его не было, нет и, к счастью, никогда не будет. Впрочем, нельзя обойтись без равноправия в локальных социальных группах.
Если один пенсионер пользуется правом бесплатного проезда, то и другой должен совершенно беспрепятственно добраться в городском транспорте из пункта А в пункт Б. Если одному ликвидатору Чернобыльской аварии дали квартиру, другой не должен стоять в многовековой очереди. На федеральном уровне подобного равноправия добиться сложно, но в отдельно взятом Законодательном собрании — элементарно. Было бы желание.
На сегодняшний день в ЗС сложилась такая ситуация, что невозможно не то что облагодетельствовать кого-то какой-то льготой, а и канцелярскую скрепку купить не на что. Просто закончились деньги. Нет сомнений, что подобная ситуация даст повод кому-то из депутатов настаивать на представленном варианте сметы, которая, кстати, превышает прошлогоднюю на шесть миллионов рублей. А вот представить положение, регламентирующее ежегодные затраты на отдельно взятого депутата, толку не хватает.
Принцип равенства в законодательном органе (впрочем, как и в другой группе, сформированной согласно определенным особенностям) жизненно необходим. Отсутствие этого равенства приводит к социальной нетерпимости, а в нашем случае к коррупции либо в явной, либо в скрытой ее форме. Пожалуй, единственным выходом из ситуации можно назвать ту самую, всеми критикуемую уравниловку. Несложно подсчитать, в какую сумму обходится бюджету каждый конкретный депутат с учетом всех его привилегий и социальных гарантий, и выдавать ему деньги на руки. А там хоть трава не расти. Пусть либо на телефонные переговоры по мобиле тратит, либо избирателям раздает, либо оздоровляется в санатории, либо водку лопает в свободное от работы время…
Теперь что касается оптимизации. Лично мне кажется, что депутаты, как главные радетели за бюджет области, просто не могут позволить покупать себе десять холодильников и пять пылесосов. Не потому, что они (пылесосы и холодильники) не нужны, а дабы быть примером экономии бюджетных средств.
А так пример получается шикарный. Те самые радетели за бюджет планируют купить себе дискеты и диски к компьютерам по семьдесят пять рублей, а аудио и видеокассеты — по стольнику. Мало того, что это дорого, это еще и весьма проблемно: надо потратить немало времени, чтобы найти в Иванове такие цены.
Как человеку, недавно приобретшему новый компьютер, наиболее глубоко противна стала статья о приобретении пятнадцати компьютеров с принтерами по сорок три тысячи с половиной рублей. В моем понимании, столько стоящий компьютер должен не только выполнять привычные функции, но и пылесосить, готовить кофе и радовать владельца свежевыстиранными носками.
О сервере, который хотят купить парламентарии, говорить даже не хочется. Ну что можно сказать о сервере стоимостью сто семьдесят тысяч рублей?!
Но что это я все о мелочах. Цена вопроса, даже с учетом этого чудовищного сервера, составляет всего около пяти тысячных всего бюджета Ивановской области. Дело в другом. Либо в ЗС сидят абсолютно неграмотные люди, не умеющие считать и не дружные с реалиями, либо воруют. В пользу второго говорит то, что их родная Контрольно-счетная палата, проведя проверку расходования средств парламентариями за 2001 год, обнаружила нецелевое использование на шестьсот тысяч. В пользу первого — то, что в смету внесена оплата стоимости заочной формы обучения в вузах депутатов и сотрудников аппарата ЗС (сто тысяч рублей).