Партиарх

Патриарх Кирилл, в отличие от усопшего год назад патриарха Алексия Второго, невообразимо говорлив. Жжет так, как вряд ли пристойно монашествующему. В Рождественские праздники наговорил не меньше пяти проповедей, хотя хватило бы и одной. Это приводит к несколько комичной политико-теософической путанице.

Вот что сказал патриарх после литургии в сочельник. Это когда в храме (Покровский храм Новоспасского монастыря) не было президента РФ.

«Величайшее заблуждение современных философов и мыслителей заключается в том, что на один уровень ставится все то, что люди сегодня изобретают и выдумывают, — все человеческие мудрования. Это проистекает от подчеркнутого уважения к человеческой свободе — мол, ничто не должно ограничивать этой свободы, и каждый может думать и говорить то, что он желает, каждый может производить на свет любую человеческую мудрость. Но тогда возникает вопрос: а кто же будет судить эту мудрость, кто является мерилом этой мудрости? Один человек не может быть мерилом мудрости для другого. Если люди теряют Божественное и неизменное мерило истины, они теряют саму истину, потому что истина мельчает, истина поглощается человеческими мудрованиями и увидеть эту истину уже практически невозможно».

А вот что сказал патриарх во время рождественского богослужения. Это когда в храме (храм Христа Спасителя) был президент РФ.

«И сегодня, обращаясь к президенту нашей страны, глубокоуважаемому Дмитрию Анатольевичу, я бы хотел с благодарностью отметить, что действия российской государственной власти привели к тому, что страна не откатилась на ту страшную отметку глубинного падения, в каковой оказалась она в результате политических турбуленций 90-х годов. Наверно, нам еще многое предстоит сделать и рано подводить итоги, но этот год был очень важным, в том числе и для нашего национального самосознания. Он показал, что народ наш и власть наша совместно могут проходить через трудные испытания, преодолевая те беды, которые обрушиваются на нашу жизнь».

Оба заявления, конечно, спорны. Хотя первое — куда менее чем второе. Но дело не в этом, а в том, что второе полностью противоречит первому. Ежели ты считаешь, что только Господь знает истину, так чего же лезть в «политические турбуленции» с заявлениями, с которыми охотно и на все сто согласятся только две овцы нашего говорливого пастыря. Из всего стада тучного в целом, но тощего применительно к подавляющему большинству особей. Хоть это и самые главные для него две овцы.

            А ежели ты очень желаешь состричь с этих овец в пользу патриархии еще больше шерсти, так нечего рассуждать о Божественной истине. В общем, либо ты патриарх, либо партиарх. Разница не сильно уловима на слух, что удобно для жанра устной проповеди, но зато хорошо видна при внимательном прочтении.