Дорога к месту для храма

Губернатор Ивановской области Михаил Мень хочет построить в Иванове кафедральный собор. Это желание вполне согласуется с его предыдущим глобальным намерением — вернуть городу историческое название Иваново-Вознесенск. Губернатор хочет войти в историю эпохальными делами. Всякий большой начальник этого хочет. Тем более, что Мень в своих желаниях, к счастью ивановцев, не геростратствует, а совсем наоборот.

 

Мэр Иванова Александр Фомин не хочет строить в Иванове кафедральный собор. И к идее возвращения названия относится прохладно. Его тоже можно понять — не он первый придумал эпохальные дела для входа в историю. А какому начальнику приятно собственными руками помогать возводить памятник другому начальнику. Даже в ликвидации городского трамвая он, по большому счету, вторичен — только после великого и ужасного Валерия Троеглазова. Потому Фомину остается унылая стезя «малых дел». Пока не придумал чего-нибудь эксклюзивного для себя.

Пусть наши начальники ведут заочный спор на высокую тему «следов в истории», а мы попробуем представить себе, где бы можно в Иванове построить собор. Без оглядки на вопрос: строить или не строить? Чисто теоретически.

(Кстати, давно хотел объясниться с драгоценными моими читателями по поводу дилетантизма. Может создаться ложное впечатление о том, что я в своих публикациях берусь судить о некоторых профессиональных вещах, не имея на то оснований. На самом деле всё происходит от веселого положения, в котором находится «Курсив» по отношению к властям и от некоторых известных настроений в обществе в целом. Специалисты комментарии «Курсиву» по прежнему дают. И охотно. Но только на условиях анонимности, предполагая (может быть небезосновательно), что появление на наших страницах в роли консультанта может выйти им боком. Потому приходится писать от первого лица, как, например, сейчас. Хотя, разумеется, душевные беседы с профессиональными архитекторами были).

Отбросим сразу революционные меры вроде сноса в пользу кафедрального собора зданий мэрии или Дворца искусств, хотя и в эстетическим смысле, и в смысле восстановления исторической справедливости они не так глупы. Но, понятное дело, неосуществимы. Будем обходиться тем, что есть. Без разрушений.

Дислокация собора должна отвечать четырем основным и принципиальным требованиям, необходимым для кафедрального собора.

Он должен находиться в центре города. В историческом центре. А это не такая уж большая площадка, ограниченная проспектами Ленина и Энгельса и ул. Маркса, — красивый набор границ для торжества православия. Тут, если уж губернатору быть логичным до конца, так и улицам надо возвращать прежние названия.

Он должен доминировать над своим архитектурным окружением, то есть, в том числе, должен быть построен на возвышенности или, по крайней мере, не в низине.

Он должен быть виден издалека если не со всех сторон, то, хотя бы в какой-нибудь из перспектив. Иначе, — вид на него должен открываться хотя бы с одной из центральных магистралей на максимальном ее протяжении.

Он должен иметь довольно большое незастроенное пространство вокруг себя.

Если есть желание, можете исходить сами означенную территорию вдоль и поперек. Вы найдете только шесть возможных мест.

1. На площади Революции, но не в низине, на «месте клумбы», о котором все толкуют, а вместо памятника борцам неизвестно какой по счету русской революции. Тогда он будет виден всем и заодно частично закроет вид на уродливое здание мэрии.

2. На площади Пушкина, вместо пластмассовой забегаловки «Вернисаж». Пожалуй, самый плохой вариант. Все равно в низине, а строящаяся рядом Троицкая церковь так и останется доминирующей, если, конечно, возводить собор, а не небоскреб.

3. На территории нынешнего БИМа, чуть ниже исторических фабричных корпусов. Всё равно выкупившее БИМ «Роско» толком не знает, что с этим местом делать. Да к тому же еще и проштрафилось перед Богом и российским законодательством в связи с работорговлей узбеками.

4. Но есть местечко в районе пл. Пушкина не хуже БИМовского. По левую руку от Дворца искусств, над гостиницей «Онегин». Там сейчас пустырь, огороженный забором под какое-то строительство. Перспективу все-таки будет портить бульдозероподобное чудовище Дворца.

5. На Станционной, вместо известной стелы, когда-то давно построенной в качестве подставки для портрета Брежнева, а теперь используемой под рекламу «Росгостраха».

         6. Ниже кинотеатра «Современник». По мнению моего визави — самое предпочтительное место. Хотя он, смешной человек, просил подчеркнуть, что это его личное мнение. К чему это подчеркивание при другом условии — анонимности — я так и не понял.