Напряжение креативных (о, областная прокуратура нравов и морали, я бы не стал употреблять это матерное слово, но оно очень подходит к месту) мозгов дало потрясающий результат. Сценарий надвигающегося на ивановцев и неотвратимого, как дрожь земли, Дня города обрел изюмину. Теперь горожан обрадуют не только псевдонародными хороводами с пожилыми солистками, которые собственными ляжками демонстрируют закон центробежности подолов, придурковатыми десантниками, добавляющими в праздничную гору мусора осколки бутылок, разбитых о собственный лоб, бесплатными звездами поп-музыки, о которых никто не слышал, несмотря на очень многоваттные усилители звука, и дешевый салют. Кроме этого, стандартного для всех российских городов, включая Москву и Грозный, набора преснятины, теперь у Иванова будет нечто… Мэрия обещает.
Ведь что делает праздник по настоящему праздничным? Конечно же это самое «нечто»! Пиво в Мюнхене, быки в Мадриде, маски в Венеции, повальное совокупление в Рио. В общем, креатив, чтоб он был здоров.
Нет! Зря мы недооценивали мозги ивановских сценаристов. Простите великодушно. Это всё — от ежегодных десантников, задирающих подолы в своих хороводах под многоваттный шум неизвестных аферистов. Теперь весь этот мусор, как и мусор обычный, останется лишь неизбежным фоном.
Мэрия обещает нам Стену! Нечто среднее между Стеной Плача, Берлинской Стеной и Стеной Великой и Китайской. И заметьте, ни у одной из этих уважаемых стен не разворачивается праздник. А в Иванове — будет разворачиваться.
Итак, город имеет всему городу известную стену — БИМовскую. По креативности она ничуть не хуже китайской, немецкой или еврейской стен. Она глухая, монументальная, длинная, грязная, лезущая всем в глаза и ни на что не нужная. В общем — всем стенам стена. Соль стены. Квинтэссенция стены. Суть стены.
Все попытки использовать ее в качестве одного рекламного места провалились. Надо думать, как раз из-за чрезмерной креативности, переходящей в метафору и гротеск. Рекламодатель стеснялся и боялся лезть на эту стенку. И правильно делал. Ассоциативный ряд, знаете ли, не тот. Это всё равно, что рекламу моторного масла на тюремную стенку или Стену Плача вешать. Поневоле о Ходорковском вспомнишь.
И только власти использовать БИМовскую стену для так называемой «социальной рекламы» не стесняются. На то они и власти. Какая им разница, в каком рекламном месте казенные деньги отбивать. А на ассоциативный ряд «нуждающийся в деньгах на лечение младенец — комок грязи на его лбу — свастика или звезда, нарисованные на его щечке с ямочкой» наплевать. И правильно. Всё равно деньги, если и дадут, то только те, кто на «социальную рекламу» никогда не смотрит. Зато из этого верного подхода к стене какая праздничная изюмина вылезла.
Власти предлагают на время праздника нуждающихся детей и прочую «социальную рекламу» с БИМовской стены снять. Чтобы не омрачать. А повесить «фотогалерею лучших людей города», предварительно разработав систему отбора этих лучших людей. Поскольку сомнений нет, что сценаристы и дальше будут двигаться в верном напрвлении, заданном «социальной рекламой», то отбор самым естественным образом приведет на стену понятно кого. Фотогалерею самой власти.
Вот тут-то самый праздинк и начнется. С почином всех нас!
***
А сейчас — два ивановских исторических эпизода, которые можно будет потом (когда праздник приживется и укоренится настолько, что приезжать на него, чтобы дать бесплатный концерт, станут не «Чай вдвоем» и «Баян-mix», а «Pink Floyd») считать предпосылками праздника.
Когда-то давно на стеле, которая очень походит на кусок БИМовской стены, расположена на перекрестке пр. Ленина и ул. Маркса и на которой сейчас висит-таки реклама «Росгосстраха», которая, в общем-то, тоже весьма социальна (как глумливая физиономия Федора Бондарчука), висел портрет генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. В народе памятник назывался «Станционным смотрителем» — по названию остановки общественного транспорта. Возле «Станционного смотрителя» был постоянный милицейский пост, а обрюзгшую морду генсека подсвечивал прожектор.
Так вот! Несмотря на пост, году этак в 1975-ом «Смотрителя» таранил некий спонтанный от портвейна диссидент, имя которого, к сожалению, мною утрачено, ибо я — никудышный краевед. Таранил пожарной машиной, на которой трудился в свободное от портвейна время! Вот это да! Это вам не жалкий пикет на Красной площади в защиту Праги от Красной армии! Диссидента упекли в тюрьму, а его акцию списали на портвейн, а не на политику, хотя ВВС упорствовало.
Некоторое время спустя после пожарника знатная ивановская ткачиха и депутат Верховного Совета СССР (впоследствии — знатный ивановский буржуй) Валентина Голубева получила из рук объекта пожарной атаки вторую звезду Героя Социалистического труда и соответствующую статусность, предусматривающую, в числе прочего, и прижизненную установку бронзового бюста на малой родине. Хоть Иваново и не было малой родиной Голубевой, но знало не понаслышке и о бюсте, и о трудовых достижениях Валентины Николаевны. Потому бюст и установили. От него до сих пор площадочка сохранилась — возле областной прокуратуры (везде-то она сунется).
И какой-то очередной диссидент-безобразник, совсем уж краеведению неведомый, поскольку советской милицией непойманный, не поленился сшить лифчик чудовищных размеров и под покровом ночи несколько раз надевал его поверх героических звезд. Пока обком КПСС не распорядился еще один милицейский пост организовать.
***
Теперь, благодаря креативным мозгам ивановской мэрии, историческая забава ивановцев из диссиденства может перерасти в ежегодный общегородской праздник. Надеюсь, народная фантазия не ограничится пририсовыванием чапаевских усов. Ведь у нас есть такие изысканные примеры для подражания.