Фарид Ляпин, лидер ивановских мусульман и татарской общины, впал в другую крайность. Несомненно, в гораздо более прогрессивную, жизнеутверждающую, истинно исламскую и угодную Аллаху, Милостивому и Милосердному, чем та крайность, в которую Ляпин, да будет доволен им Аллах, впадал прежде. Эти крайности говорят о том, что Милостивый и Милосердный даровал ивановским муслимам имама с мятущейся и ищущей душой, а духом, стремящимся к Богу.
Вот скажите мне, православные, мусульмане, атеисты, буддисты и праздношатающиеся, чем вам более всего дорог Коран, в котором каждая буква одинаково дорога? Что милее всего в учении Пророка, в котором каждое слово одинаково мило Аллаху, Милостивому и Милосердному? Что, задумались? Сдвинули тюбетейки (ермолки, камилавки) на лоб и чешете затылок? Как не почесаться, когда вопрос столь труден!
Исключительно от имени праздношатающихся, поправив после чесания кепку (кстати, когда-нибудь расскажу вам совсем другую, но не менее поучительную, историю — про свою кепку, которую я никак не могу потерять. Это удивительная кепка, очень мне надоевшая. Я ее теряю почти умышленно, а мне ее возвращают и возвращают. Таксисты, официантки и депутаты, друзья и враги, знакомые и неведомые люди. Интересно, если бы вместо кепки я постоянно носил белейшую тюбетейку, что подарил мне православный абхаз, у которого я снимал комнатенку в Гагре, как бы она себя вела?..), отвечаю.
Ислам нам, праздношатающимся, более всего дорог отсутствием всяких пап и попов, то есть отсутствием посредников между правоверными и Им, Милостивым и Милосердным. Спасибо Магомету за это. Впрочем, Иисус тоже вроде бы никому не навязывал институт священства, а, тем более, папства, но так уж сложилось. Апостолы расстарались.
Нам кажется, это достоинство ислама особенно хорошо понимали мавры, которые отгрохали великолепнейшую Мескиту, чтобы без помех и со всеми удобствами общаться с Аллахом. Вот оно — стремление к полному единению услады души и смирения духа. Всё для Бога и всё для человека, образа и подобия Его. Потом притащились кастильские неучи со своей инквизицией и всё испортили. В том числе и в главном исламском достоинстве. Да, знал бы старина Бульонский, что его крестоносцы поразят магометан не захватом Гроба Господня, может и не потащился бы в Палестину. А может, наоборот, — с удвоенной энергией. Черт его знает, этого Готфрида Бульонского, чего у него на самом деле на уме было. Может, сплошной фанатизм, может, прекрасная дама, а может просто бабла нарубить хотел. Но в результате навязал исламу христианский взгляд на общение с Богом — через государственных посредников. Попов с папами магометане не завели, зато завели духовных лидеров, и поехало: антикрестовые походы, османские империи, исламские республики, джихады, независимость Чечни, атомная станция в Бушере. Арабский мир воюет с христианским, т.е. живет по христианским правилам, глубоко противным как Магомету так и Иисусу.
И тут в Иванове появляется Фарид Ляпин и объявляет, что отныне в подвале ивановской мечети будет расположен зал для традиционной татарской борьбы на поясах! Это ли не истинное возвращение к мавританским истокам. Пусть модернизированное и даже где-то модерированное, но истинное. Любая мечеть (кроме, конечно, Каабы) — это вам не синагога, не собор св. Петра и не храм Христа Спасителя, в котором всякий политикан, обложенный тело-хранителями и теле-камерами, как подушками, скорчив постную рожу, норовит своим свечечным стоянием зафиксировать единение государства и народа. Истинная мечеть, слава Аллаху, Милостивому и Милосердному, свободна от этих понтов. Помолился, потом поборолся. Потом можно и в бильярдец. Тут главное про Аллаха не забывать.
Правда, некоторые новые мусульманские ортодоксы норовят из мечети храм сделать, напирая на формальности. Но не таков Ляпин, да пребудет с ним милость Аллаха! И, что важно, каков прогресс! Какой гигантский шаг! От паранджи сразу к борьбе татарских мальчиков. Смело! Свежо! Нестандартно! Богоугодно! А ведь было время — соблазненных Бульонским ортодоксов, т.е. последователей Ваххаба, поддерживал. А теперь — чистая мавританская Кордова, а не Иваново.