3 ноября в Иванове случится нечто небывалое для Иванова. Приступ народовластия, никак не вяжущийся с общенациональными процессами, извините за выражение. 3 ноября состоятся первые в области, а может и в стране, публичные слушания проекта областного бюджета. На 2006 год, естественно. Губернатор Владимир Тихонов перед своим уходом с поста (а может и не перед уходом) красивый жест сделал. Теперь казенные деньги всем миром делить будем. А то чиновники с депутатами заберутся вместе под одно одеяло и давай втихушку крысятничать. Ну, что я рассказываю, все и так знают. А наш бравый губернатор взял, и рубанул: публичным слушаниям быть! Только вот…
Тут «Курсив» не может не дать слово одному из самых лукавых финансовых чиновников Иванова, начальнику финансового управления мэрии Игорю Старкину.
— Да, это очень правильно. И очень в духе и Конституции, и Бюджетного кодекса, который провозглашает принцип гласности при составлении и исполнении бюджетов. Но публичные слушания — вещь для нас новая, как получится, не знаю. Главное, чтобы слушания не превратились в формальность. Вот смотрите — проект бюджета. Одни цифры. Я их понимаю, а простой человек не поймет. Да никто, кроме узкого специалиста, не поймет, в чем соль той или другой цифры. Нужна бы еще подробная пояснительная записка, написанная доступно. Нужны комментарии специалистов. Независимых. Нескольких. Нужна предварительная полемика. Нужно заключение Контрольно-счетной палаты. Нужны исходные материалы, по которым бюджет готовился. И всё это должно быть опубликовано до слушаний. А сейчас что мы имеем? Только брошюру в 100 экземпляров, где одни цифры. Но и их нет хотя бы в интернете. Почему этого всего нет? Потому что нет регламента слушаний. И не очень понятно, как общественности готовиться к слушаниям.
На самих слушаниях после основного доклада областной администрации нужно сначала выслушать муниципалитеты, потом представителей партий, общественных движений. Потом дебаты. Я только за дебаты. Чтобы обязательно присутствовало несколько точек зрения. И пусть примут участие кандидаты в депутаты, в мэры, раз уж у нас сейчас предвыборная кампания. Пусть попробуют себя в деле, на которое замахиваются. Может, и передумают баллотироваться?!
Бюджет каким должен быть? Бюджет должен давать оптимальный социальный эффект. Публичные слушания, несомненно, приближают нас к заветной цели, поскольку их главная задача — общественная экспертиза проекта бюджета, т.к. на депутатов, увы, не всегда можно полагаться в этом вопросе. Первый шаг к цели мы, конечно, сделали.