С некоторых пор, а конкретно с 2000 года, ивановцы могут с особенным удовольствием смотреть на текущую воду, предпочитая это созерцание созерцанию пламени костра или камина. Можно глядеть на хилые струи Харинки, усевшись на бережок где-нибудь неподалеку от Ясюнихи (редакция «Курсива» по непонятным для нее самой причинам предпочитает именно эти чахлые места для организации спонтанных пикничков), а можно взирать на могучие волны матушки Волги, расположившись на юрьевецкой дамбе, которая все собирается рухнуть. Хочешь – смотри в Тезу, а хочешь – в Меру, все равно знай всякий смотрящий: течет не просто вода, текут твои деньги. Сейчас мы вам расскажем – в чьи карманы, и предстоящий летний отдых у воды приобретет дополнительную изюминку.
***
Есть в России такой налог, затерявшийся в сонмище других налогов, — «за пользование водными объектами». Его платят все промышленные предприятия, берущие воду из речек для технических нужд и сливающие в них свои отходы, колхозы, порты и т. д. В 2000 году в областной бюджет от всех этих пользователей поступило 8 млн. 130 тыс. руб. Сии деньги следовало потратить на всяческие мероприятия, обозначенные в расходной части бюджета одной емкой и доходчивой строкой «Восстановление и охрана водных ресурсов». Т. е. на ремонт и строительство дамб, шлюзов, плотин, зарплату разным инспекторам и водолазам, экологические мероприятия и всякие другие несомненно полезные вещи.
Благодаря усилиям контрольно-счетной палаты Законодательного собрания Ивановской области мы имеем возможность узнать, как казенные деньги были потрачены в действительности некоторыми водяными чиновниками.
Схема распределения средств в упрощенном виде такова – из облбюджета они поступают в комитет природных ресурсов Ивановской области, а тот, в свою очередь, уже распределяет деньги непосредственно плотинам и водолазам. Проверка счетной палаты показала, что как минимум 1 млн. 657,4 тыс. руб. потрачены не по назначению, а как минимум 240 тыс. украдены. Вот как это было.
Комитет не додал значительные суммы на ремонт и другие работы на Уводьской системе водоснабжения Иванова (главным образом на плотине Уводьстроя) и на ремонт Тезинской шлюзовой системы, которая все стоит со времен Петра Первого в почти первозданном виде (сразу обратим внимание читателя именно на эти шлюзы, вокруг которых и состоялся процесс увода казенных денег). Зато почти вдвое переплатил за «мониторинг водных объектов и водохозяйственных систем в рамках государственного контроля за рациональным использованием… (ну, и так далее)». Мониторинг – штука для списания бог знает куда потраченных денег еще более удобная, чем старые добрые «представительские расходы». Мониторить, в принципе, может каждый, кто хоть как-то приближен к карману. Вышел на бережок, достал поллитра, колбаску, стаканчик пластиковый – и мониторь себе. Главное потом бумаженцию умную написать. Автор сих строк готов намониторить комитету страниц сто научного текста по любой водяной проблеме за вдвое меньшую цену против той, что была заплачена неизвестному ученому мужу в 2000 году. Благо, Интернет под рукой, а там мониторных заготовок по любой проблеме, что волнует, будет волновать или совсем не волнует человечество, — завались и почти даром.
Но оставим мониторинг, на него деньги, хоть и не в таком количестве, какое истрачено, но все-таки выделялись официально. А вот расходы, о которых ни депутаты областного Законодательного собрания, ни губернатор, ни, тем паче, налогоплательщики – ни сном, ни духом. «Обеспечение деятельности комитета по природным ресурсам – 116,5 тыс. руб.». Что за «обеспечение», помимо зарплат, авто и канцтоваров, и так имеющихся, непонятно. Но можно догадываться. «На приобретение металлоконструкций для ликвидации аварии на Юрьевецком рыбоцехе АО «Ивановский рыбокомбинат» — 30 тыс. руб.». Нет никаких документов, подтверждающих, что был какой-то ремонт после какой-то аварии. Но даже если бы документы и были, то не ясно, с какого перепугу комитет платил деньги, чтоб частная фирма решала свои проблемы. «На проектные работы на головных водопроводных сооружениях в местечке Авдотьино по областной целевой программе «Антихлор» — 164,8 тыс. руб.». А нет никакой такой программы «Антихлор».
И, наконец, самое интересное. «На приобретение гаражей и ремонт офисного здания федерального государственного учреждения «Тезинская шлюзовая система» (сейчас называется «Верхневолжскводхоз») — 1 млн. 150 тыс. руб.». Во-первых, сей офис с гаражами находится не возле погибающих шлюзов или, хотя бы максимально близко от них, например, в Шуе, а в Иванове. Во-вторых, учреждение федеральное, и областные деньги тратить на него было не обязательно, уж во всяком случае на сами шлюзы, но никак не на евроремонт офисов. В-третьих, евроремонт проведен по таким ценам за работы и стройматериалы, каких в природе не бывает. В реальности это может означать только одно, — гигантскую разницу между рыночной и отчетной ценами поделили заказчик и исполнитель работ. В-четвертых, гаражи так и не принадлежат до сих пор «Тезианской системе», хотя полмиллиона с хвостом куда-то делись. В-пятых, часть куда-то девшихся денег (240 тыс. руб.) директор «Системы» Владимир Азаров объявил украденными. Кто их украл в действительности сейчас выясняет милиция.
***
Депутат областного Законодательного собрания Сергей Сироткин заявил, что Владимира Азарова активно защищает от милицейского расследования депутат Владимир Метельский. Именно г-н Метельский в свое время активно лоббировал бюджетные расходы на ремонт шлюзов на Тезе.