Когда мы только готовились к сплаву, нас всё пугали погодой. Хотя я вас уверяю, что для сплава по среднерусской реке температура воздуха и должна быть невысокой. Если бы мы сплавлялись сейчас, то в первый же день сгорели бы, и сутками не вылезали из реки.
На реке — совсем другой климат. Сейчас тучка, через полчаса — солнце, ещё через час — проливной дождь. Но всё это терпимо, если продукты, одежду и телефоны держать в непромокаемых пакетах. А вот с купанием сначала было сложно. Бррррррррр! Одна мысль о заходе в реку пугала. А купаться было надо. По целому ряду причин гигиеническо-наркологического свойства. Первая из которых — укусы паршивых крылатых тварей. Руки-ноги уже к вечеру первого дня чесались нестерпимо. И тут нам, как землянам на планете Плюк, на помощь пришла «Гравицапа».
Это чудесная такая разборная печка, с огромной трубой, в мгновение ока превращавшаяся в водогрейный котел с чудовищной тягой. Она устанавливается внутри специальной плотной палатки «Мобиба» (Мобильная баня) и даёт пар уже от первых двух сухих поленьев. Стояли мы в красивейших дубовых и берёзовых рощах, поэтому в свежих вениках недостатка не было. И как только мы чувствовали предел раздражения от укусов насекомых и собственной немытости, тут же шли в баню. А из бани — в реку. И так несколько раз, пока счастье тела не передавалось душе. Ну, и сразу же следовал ужин и вечерний концерт.
Все наши путешествия разделялись на два типа. В одних мы уединялись в лесах и болотах с целью экзистенциальных опытов. Во вторых плевали на уединение и регулярно изучали быт и нравы местного населения посредством боевых наскоков на мирные сёла и деревни. Унжа явно относится ко второму варианту. Мы и сами никуда не хотели идти. Так люди начали приходить к нам. Заняли стоянку, поставили баню, готовим пищу. И вдруг мимо нас проезжает один джип, второй, третий… Из каждого выходят люди, смотрят на нас и обсуждают: «Нет, у них баня, они тут надолго». И едут дальше. В общем, из-за нашей бани явно какой-то крутой сходняк перенесли.
В итоге мы сами тоже захотели изучить быт и нравы местного населения. Рыбаки же неразговорчивы. Поэтому мы вылезали на берег и шли в очередной посёлок. Когда-то богатый, а ныне разорённый. Мне запомнилось, что в одном из них крыши домов, заборы, стены магазинов — всё было покрыто рекламными баннерами. В том числе, ивановского «Текстиль-профи».
В Горчухе меня атаковали козлы. Жуть! Я заглянул в заброшенный дом, а козлячье стадо спало там в тени. И все они в мгновение ока вылетели мне навстречу. Кроме главного козла, который вышел на середину здания и пригрозил мне рогами и трясущейся бородой.
Там же, у магазина, я получил ещё один привет из Иванова. Подъехавший на велосипеде простой мужик, общавшийся с местной пьющей гопотой, спросил у нас, откуда мы. И оказался… бывшим директором магазина «Магнит» на Сортировке. Сказал, что вернулся домой, потому что на Унже лучше. И, знаете, я ему верю.
В другом селении мы проходили мимо клуба. И заинтересовались советским граффити на его стене. Скульптор явно был любителем малых форм — это я о размере груди изображённых в смальте работниц. Думаю, ему вряд ли много заплатили в профкоме местной промышленности. Зато во всех этих посёлках — Горчуха, Дорогиня, Первомайка — стояли памятники Героям войны. Хоть и однотипные, но очень красивые. Не просто потёртые обелиски с выбитыми фамилиями, а грустные матери или героические бойцы. И, кстати, в отличном состоянии.
Во всех этих населённых пунктах меня также потрясло количество цветов, велосипедистов, едва не сбивших нас при высадке, и автомобилей, очень резво носившихся по узким поселковым трассам. Оказалось, что это – не местная особенность. Потому что в нашем Юрьевце мы увидели то же самое.
Главное же отличие этого сплава, скажем, от Клязьминского — это двухчасовое путешествие на водомётном катере от Козлова в Костромской области до Юрьевца. Вот где мы увидели настоящее море!
Фото здесь.
Участники сплава благодарят Валерия Васильева, Сергея Мазалова, Николая Прудникова и Юрия Яблокова за помощь в организации экспедиции.