«Иваново-Вознесенск» — газета этого города

23 декабря вышел последний в этом году печатный номер «Иваново-Вознесенска» — и последний в его нынешней печатной версии. Сам я уже уволился из организации-издателя. Официально газета сообщает об изменении периодичности, но бренд «И-В» остаётся у учредителя — ЗАО «Семью семь медиа». Как он им воспользуется, сколько будет выходить номеров в год, будет ли осуществлён проект электронной версии газеты (а он существует) — этим уже займутся не нынешние сотрудники издания.

Это не первое изменение периодичности. Газета была учреждена в далёком 1991 году, сразу после путча, как альтернатива государственным СМИ. Некоторое время, при редакторе В. Охотниковой, выходила раз в месяц, причем в цвете и на белой мелованной бумаге. Затем «И-В» стал вестником Союза промышленников и предпринимателей, и редактор Г. Шутов выпускал его в одиночку с периодичностью «как накопится материал». Еженедельником «Вознесенск» стал 15 лет назад, при редакторе В. Рахманькове. Далее — при редакторах А. Горохове, В. Волотко, С. Кустове и снова А. Горохове — менялись только объём и тираж. Сейчас просто очередная стадия — и вполне возможно, что «И-В» когда-то снова возродится.

Сразу сообщу всем, кто ищет в этом какие-то политические или цензурные причины — их нет. Причины исключительно экономические.

15 лет работы в одном СМИ — это солидный срок. Но до сих пор я сталкиваюсь с тем обстоятельством, что мне мало кто верил в двух моментах.

Первый — учредитель никогда не вмешивался в редакционную политику. Разумеется, просьбы были. Но касались они, в основном, того, чтобы газета не наносила прямой ущерб предприятию учредителя и, в паре случаев, высказалась по экономической политике в государстве и области. Хотя все те люди, которым от «И-В» регулярно и крепко доставалось, не понимали этого и названивали напрямую учредителю. А мы всё равно продолжали резко критиковать чиновников. Мэр Троеглазов спрашивал у меня: «Зачем шельмуете первого всенародно избранного главу города? Что ж я вам — и в шапке дурак, и без шапки дурак». Мэр Грошев обижался за то, что в каждом номере мы писали: «Снижай тарифы!». Вице-губернатор Канаев задолго до приговора говорил: «Вы мне жизнь ломаете, причём грубо!» И все они не могли понять, что это журналистская позиция, а не политический заказ. В этом плане ближе всех к разгадке подошёл кто-то из чиновников, писавший объяснительную вице-мэру Бразеру, прославившемуся фразой «Зоопарк экологически вреднее АЗС» — тот искренне возмущался, что журналисты «пользуются своей осведомленностью через многочисленных местных жителей».

Второй — «Иваново-Вознесенск» последние 10 лет находился на полном хозрасчете, без субсидий учредителя, зарабатывая исключительно за счёт информационных договоров и участия в предвыборной агитации. За что нас тоже бранили, особенно те, у кого не получалось так работать.

Но всё когда-нибудь меняется. Сегодня интернет и телевидение побеждают печатные СМИ. И спорить с этим невозможно. Многие уже закрылись, у большинства газет резко упало число подписчиков. Выживают бюджетники за счёт субсидий, тоже резко сократившихся, коммерческие издания, также страдающие из-за кризиса, районки — они востребованы населением. Общественно-политические издания, к сожалению, уходят.

Ну что ж, до встречи в интернете!