Когда падает доверие к официальной власти, общество находит «альтернативные» авторитеты. Если в российской политике это место занял Алексей Навальный, то в церкви официальной иерархии противопоставляют «старцев», способных творить чудеса и говорить правду сильным мира сего.
Никакой канонической процедуры назначения «старца» нет — его опознаёт и делает популярным сам церковный народ, часто руководимый чувством досады на официальную иерархию. Последний из череды Оптинских старцев — преп. Нектарий (ум. в 1928 г.) — обличал союз основателя современной Московской патриархии митрополита Сергия с «красным драконом»… Помимо Оптинских почитались также Валаамские старцы (Валаам до 1940 года входил в состав Финляндии) и Глинские, дожившие до конца 1960-х.
В новые времена число «старцев» в РПЦ заметно сократилось. В 2002 году умер Николай Гурьянов с острова Залит, затем — псково-печорский Иоанн (Крестьянкин), к которому привозили Путина. В 2017-м, один за другим, окончили земную жизнь «старцы» Троице-Сергиевой лавры Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин). Наконец, коронавирус унёс в прошлом году жизни лаврского экзорциста о. Германа (Чеснокова) и о. Петра (Кучера) из Боголюбовского монастыря под Владимиром. «На боевом посту» осталось всего 5 «старцев», репутация которых, конечно, уступает покойным: духовник патриарха схиархимандрит Илий (Ноздрин) (88 лет), боровский схиархимандрит Власий (Перегонцев) (86 лет), афонско-кавказский иеросхимонах Рафаил (Берестов) (88 лет), чихачёвский схиархимандрит Иоанникий (Ефименко) (78 лет), ну и сидящий в московском СИЗО о. Сергий (Романов), которого в РПЦ называют «бывшим схиигуменом» (65 лет).
Из этого списка лишь о. Илий действует более-менее свободно, даже участвует в избирательных кампаниях и произносит политические проповеди. Всегда в интересах действующей власти.
Остальные «старцы» из нашего списка подвергаются репрессиям разной степени тяжести. Если о. Власия убедили «свернуть деятельность», а о. Рафаил находится «в бегах», то о. Сергий уже в СИЗО, а о. Иоанникий — фигурант уголовного дела. Такие репрессии — явление неожиданное и скандальное, но за ними просматривается определённая политическая и экономическая логика.
***
Иоанникий
Образ этого «старца» из деревни Чихачёво Ивановской области более традиционен и даже лубочен. 78-летний схиархимандрит служит в деревне уже 35 лет, не произносит «политических» проповедей и не имеет духовных чад среди депутатов и генералов. Он славится практикой экзорцизма и целительства, а главное — индивидуальными беседами в основном с женской аудиторией, во время которых безошибочно определяет, что его собеседница грешила блудом. На почве диабета Иоанникию ампутировали ногу, и теперь он передвигается в инвалидном кресле, из-за чего не может самостоятельно служить литургию.
Предприимчивые паломнические фирмы проложили в Чихачёво маршруты (сейчас, например, продаются туры из Москвы, Самары и Ульяновска), туда потянулись тысячи паломников, на средства которых деревенский приход разросся до обители площадью в десятки гектаров. Разумеется, многомиллионные отчисления «старец» исправно вносил в епархию и в патриархию. И бенефициары не трогали «старца», несмотря на все его чудачества, пока не разразился скандал.
В октябре прошлого года депутат Госдумы Евгений Марченко (автор законопроекта об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные акции) послал запрос в СК. Он представлял интересы некоей гражданки Рыбиной, которая жаловалась депутату, что неназванные родственники живущих в обители Иоанникия людей «не могут забрать своих родных домой». Заметим, речь идёт о совершеннолетних людях, которые сами с жалобами никуда не обращались.
После запроса было немедленно возбуждено уголовное дело «по факту», в Чихачёве прошли обыски и допросы, по федеральным телеканалам показали сидящего в инвалидном кресле «старца», назвав его «лидером секты». Официально обвинения схиархимандриту пока не предъявлены, идёт следствие.
К репрессиям подключилась Кинешемская епархия РПЦ во главе с молодым епископом Иларионом (Кайгородцевым), которая запретила Иоанникия в служении и постановила лишить его сана. Правда, вопреки утверждениям депутата епархия заявила, что «физически в Чихачёве никого не держат».
Когда же стало ясно, что уголовные обвинения «старцу» предъявят, епархия написала обличительное открытое письмо, обвиняя его в «обогащении, наживе, стяжательстве».
Один из насельников Чихачёвской обители рассказал «Новой», что в прошлом году, на фоне пандемии и уменьшения числа паломников, «помощники старца» прекратили отчислять деньги в епархию. Следствие помимо прочего пытается вычислить этих «новых бенифициаров, наживающихся на славе Иоанникия», но достаётся пока только самому «старцу».
«Новая газета».