Авангард попал в болото

В Иванове прошёл фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда» с отсылкой к первому и единственному русскому (советскому) авангарду 1900-1930 гг. и к городу как воплощению в камне (точнее, в кирпиче) музыки революционного авангарда. Как у всяких уважающих себя авангардистов, у «фабричных» есть и свой манифест, в котором сказано: «Одним из наиболее ярких моментов истории города Иваново является период авангарда 1920-1930-х годов, когда были построены уникальные памятники архитектуры советского конструктивизма, создавались образцы текстильных рисунков и тканей, отвечающие актуальным художественным задачам, что даёт возможность считать город исторически сложившимся пространством авангардных художественных экспериментов».

Ничего тут авангардного исторически не сложилось. Первый русский авангард, он и есть единственный. Это — не в обиду организаторам и участникам феста, устроившим замечательное и примечательное современно-искусственное мероприятие. Только история не повторяется. И авангард без социальной революции — никакой не авангард. Не бывает революции в искусстве без социальной революции. Хотя у фестивальной кучки рефлексирующих пожилых и молодых интеллигентов сквозит и в словах, и в работах ностальгия по революции. По грохоту сапогами о мостовую тысячных демонстраций текстильных рабочих, по булыжнику в лоб жандарму, по пуле в ответ, по красному цвету, по живой крови. По жизни и свободе в полную силу. Зарефлексируешь тут, в этой гнилой зелёной трясине путинизма, из которой квакают отвратительные лягухи золотовы, пригожины и памфиловы.

Картинка в подтверждение. «Фестиваль посетили губернатор Станислав Воскресенский и мэр Владимир Шарыпов». И ведь не только посетили, но и поддерживали административно и финансово. Оба в кургузых пиджачках с застёгнутой над технократическим пузцом верхней пуговкой. Хоть бы жёлтую кофту надели по случаю. И за обоими по их зелёному болоту тянется след пошлостей из селфи-маршрутов и фестивалей телесериалов.

Какой уж тут авангард! Как сказал бы сегодня главный авангардист Владимир Маяковский: «И вылезло из-за спины РСФСР мурло технократа». Маяковский, он ведь как раз от тоски по живой крови и застрелился.