28 апреля в 15.00 после длиннейшего закрытия на ремонт открывается Музейно-выставочный центр (отдел Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Дмитрия Бурылина) — то, что раньше называлось новым зданием Музея Первого совета (г. Иваново, ул. Советская, д.29).
Вниманию посетителей будет представлен основной проект — выставка из фондов музея «Красный ветер».
К 100-летию революционных событий 1917 года музей подготовил проект «Красный ветер». Авторы экспозиции предлагают сосредоточиться на одном из ярких, но забытых ярлыков «Иваново-Вознесенск – третья пролетарская столица», основанном на амбициозном желании создать мощную индустрию, «город всеобщего благоденствия», «город-сад», «город будущего».
Об эпохе 1920-30-х годов сохранилось немного материальных свидетельств, помогающих почувствовать дух того времени, передающих кипучие ритмы грандиозных преобразований, — транспаранты, знамёна, панно, лозунги тех лет, выпущенные на текстильных фабриках ивановского края. Они изготавливались в ограниченном количестве экземпляров, а иногда были и вовсе единичными образцами.
Лозунг тех лет — творить особую «пролетарскую культуру» — нашёл отражение в революционных текстильных плакатах 1918-19 годов. Транспаранты и знамёна создавались в свободной форме, каждый артефакт был индивидуален и неповторим. Тексты и изображения соединялись в единый замысел, где изобразительная часть представляла иллюстрацию текстовой. Они интересны экспрессией рисунка и разнообразием тематики.
Созданные в то время ивановские ткани, убедительные по мощи художественного и мировоззренческого начала, ярко раскрывают утопические воззрения послереволюционного периода. Рисункам на тканях уделялось огромное внимание и придавалось больше значение. На уровне руководства страны озвучивались идеи, что это «идеологический товар» с огромным потенциалом, поскольку «текстиль распространяется ежегодно по всему лицу нашей страны в миллионах аршин, попадая даже в наиболее отдалённые медвежьи углы к самым отсталым народностям». Рисунок ткани, имея продуманную, облачённую в художественно привлекательный образ, агрессивную, навязанную на длительный срок функцию пропаганды коммунистической идеологии, легко достигал своей цели.
Пристальное внимание уделялось оформлению композиций праздничных мероприятий — транспарантам, растяжкам, огромным панно, гротескным куклам. Крупномасштабные объёмные агитационные композиции держали внимание демонстрантов, не только создавая канву праздничного оформления города, но и выстраивая действо индустриально-политического карнавала. Искусство улиц и площадей, запечатлённое в предметах-однодневках, не предназначенных для длительного хранения, осталось в них надолго.
***
Кроме того, в малом экспозиционном зале МВЦ открываются выставка авторских кукол «Маленький принц» из собрания петербургского коллекционера Марины Миронюк и выставка «Диво под микроскопом».
Экспозиция «Маленький принц» объединила антикварные куклы 1930-40 годов, героев самого знаменитого произведения Антуана де Сент-Экзюпери, других сказочных персонажей и коллекцию кукол Барби, одетых известными дизайнерами Бобом Мэйки, Байроном Ларсом, Кристианом Диором, Ноланом Миллером, Версаче.
«Диво под микроскопом» — это экспонаты из интерактивного музея микроминиатюры, открытого в Санкт-Петербурге в 2006 году. Работы Владимира Анискина уникальны тем, что размер их меньше миллиметра и рассмотреть их можно только с помощью микроскопа: ковка, литьё, стекло, береста, ювелирное искусство.