Скандальная ситуация складывается в Ивановской области. Под маховик борьбы с коррупцией может попасть крупнейший инвестиционный проект региона, одобренный руководством страны.
Ивановская область известна своей текстильной промышленностью. Идея запустить здесь принципиально новое производство материалов для тканей на основе современного синтетического волокна — полиэтилентерефталата возникла давно. Проект уникального для России и крупнейшего в регионе завода «созревал» при нескольких губернаторах. Необходимо было найти инвесторов, поставщиков, подрядчиков.
Дело сдвинулось с мёртвой точки в конце прошлого года. Наблюдательный совет Внешэкономбанка принял решение по финансированию проекта. Его общую стоимость эксперты оценили в 25 млрд рублей. Из них 5 млрд рублей, по планам, привлекут частные инвесторы. В докладе руководству страны председатель ВЭБа Сергей Горьков назвал ивановский проект в числе наиболее важных и подчеркнул, что в России такого завода ещё не было.
«Решение об инвестициях ознаменовало собой завершение сложнейшего этапа подготовительной работы, — отметил губернатор Ивановской области Павел Коньков. — Следующий этап — непосредственно строительство, к которому планируется приступить уже летом этого года». Комплекс в городе Вичуга будет выпускать более 200 тыс. тонн нового текстильного материала в год.
Однако на проект неожиданно набежала большая тень. Дело в том, что в окружении губернатора Конькова появились дела о коррупции, и в них фигурирует комплекс.
Скандал разразился, когда бывший глава города Иваново Вячеслав Сверчков был задержан и признался правоохранителям, что брал взятки за выделение земли в областном центре под торговые остановочные павильоны. Спустя почти полгода он заключил сделку со следствием и при этом «вспомнил», что ещё и делился с зампредом правительства региона Дмитрием Куликовым. По версии следствия, экс-мэр получил от местного предпринимателя Саррафа Мамедова 12,6 млн руб. Из них 5 млн рублей через посредника Сверчков якобы передал за содействие в решении земельного вопроса «наверх» — Куликову.
Также следствие подозревает Куликова в получении взятки за «общее покровительство» в реализации инвестпроекта по строительству комплекса по производству полиэтилентерефталата текстильного назначения. В постановлении о возбуждении уголовного дела написано буквально следующее: «Лоббировал решение проблемных вопросов с реализацией проекта, принимал участие в работе заседаний органов региональной власти по вопросам строительства комплекса, готовил проекты писем по данному вопросу, вёл переговоры с представителями банков, должностными лицами Минэкономразвития и Минфина России о предоставлении кредитных денежных средств на реализацию проекта, т.е. оказывал общее покровительство». Иными словами, сумел привлечь в дотационный регион крупную госструктуру и миллиардные инвестиции. Но, по версии следствия, делал он это с корыстными намерениями и за услуги по «общему покровительству» многомиллиардного проекта получил… подержанный внедорожник Volkswagen Touareg в аренду по заниженной цене и оплату сотовой связи.
На чём основываются подозрения во взятках? По словам защиты Куликова, вопросы выделения земли в городе Иваново не входят в компетенцию правительства области и тем более департамента финансов, который возглавлял Дмитрий Анатольевич.
«После наших веских аргументов, что Куликов не мог оказать услуги, за которые якобы получил деньги, следствие переквалифицировало обвинение на мошенничество — хищение денег в крупном размере, — рассказывает адвокат Дарья Константинова. — Но менее странным дело не стало. Получается, зампред правительства путём обмана похитил у мэра деньги предпринимателя. Ни Мамедов, ни Сверчков не предъявляли Куликову претензий по возврату якобы похищенных денежных средств. А по эпизоду с машиной следователи и вовсе указали, что взяткодателем является некое неустановленное лицо, наличие которого все свидетели по делу отрицают».
Никаких других подтверждений коррупционных связей, кроме сомнительных показаний экс-мэра, очевидно, желающего скостить себе срок, ивановские следователи не привели. По этому поводу адвокаты Куликова уже писали жалобу в Следственный комитет России.
Что касается аренды внедорожника и услуг сотовой связи — оказывается, Куликов просто сохранил свой прежний номер телефона и автомобиль, которыми пользовался до прихода в областную администрацию из бизнеса, только теперь — по гражданско-правовому договору. Оплата за них фирме, по словам адвоката, произведена в полном объёме задолго до возбуждения дела.
В окружении губернатора высказывают мнение, что дело носит неслучайный характер. И в нём могут быть заинтересованные стороны. Заинтересованные в том, например, чтобы перехватить у области проект по производству синтетического волокна. Или попытаться сформировать компромат на самого губернатора.