Информационно-аналитическое управление Ивановской областной думы вздохнуло, перекрестилось на портрет президента и написало ответ:
«На сайте «Курсив» опубликован материал под заголовком «Демарш Чудецкого», в котором речь идёт о проекте закона «О внесении изменений в законы Ивановской области о выборах», рассмотренном на заседании комитета Ивановской областной думы по государственному строительству и законности 9 декабря.
Относительно вносимых в региональный закон изменений, касающихся строки «против всех кандидатов» в бюллетенях на муниципальных выборах, можем сообщить следующее. Строку «против всех» в избирательном бюллетене убрали в 2006 году. Тогда авторы закона объясняли, что отмена протестного голосования позволит избежать возможных повторных выборов, а значит, сэкономит бюджетные средства на повторную кампанию. Спустя восемь лет законодатель предусмотрел наличие данной строки в бюллетене при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований и дал право каждому из регионов решать самостоятельно вводить или не вводить эту строку.
Таким образом, субъект законодательной инициативы, в данном случае Избирательная комиссия Ивановской области, направившая законопроект в региональный парламент, действовала в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными регионам федеральным законодательством».
Тоже вздохнув, но не перекрестившись, сообщаем, что мнение редакции не совпадает с мнением информационно-аналитического управления.
Нет в законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 6 июня 2014 года (дата официальной публикации) ни слова о правах регионов решать самостоятельно — вводить в избирательные бюллетени графу «против всех» или не вводить.
Про графу есть: «Граждане Российской Федерации голосуют на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления за кандидата, кандидатов (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)».
Про право на самоопределение — ничего нет.
Есть, правда, один важный момент. Закон про возвращение графы, инициированный, кстати говоря, большим другом Ивановской области, спикером Сената Валентиной Матвиенко, вступает в силу с 1 января 2015 года. Т.е., пока год 2014-й не закончится, Областная дума не будет противоречить федеральному законодательству. Но ведь и графы пока нет. Так что формулировочка в пояснительной записке к законопроекту, которая, между прочим, является неотъемлемой частью законодательного акта, выглядит не как аргумент, а как дешёвая отмазка:
«Документ разработан с целью приведения регионального законодательства в соответствие с положениями федеральных нормативно-правовых актов. Законопроектом предполагается, что на муниципальных выборах строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») в бюллетене для голосования не помещается».
Нет, депутаты, «приводить в соответствие с положениями федеральных актов» будете после 1 января, если уничтожите графу «против всех» до этой даты. А пока — это не аргумент. Придётся для пояснительной записки поискать другой. Например, такой:
«Мы, депутаты Ивановской областной думы, очень ссым протестного голосования, поэтому отменяем графу «против всех». По крайней мере, это будет правдой.
Хотя ещё бОльшая, окончательная правда состоит в том, что депутаты — в сухих штанах. И эта уютная сухость происходит от уютного же невежества. Комитет по законодательству во главе со своим председателем, когда рекомендовал Думе уничтожить ещё не родившуюся графу, даже не догадывался о существовании матвиенковского закона. Облизбирком подсунул им проект, они и проголосовали…
А вот кто надоумил Избирком заняться сомнительным законотворчеством? Видимо, кто-то с другой ветки власти, для которой протестное голосование, если таковое вдруг случится, будет куда более неприятно, чем для ещё пока сухих депутатов.