Надомные выборы

Итоги наблюдения за процедурами голосования и подсчёта голосов на выборах губернатора Ивановской области.

14 сентября корреспонденты газеты «Гражданский голос», а также представители (сторонники) движения «Голос» в статусе членов участковых избирательных комиссий с правом решающего или совещательного голоса присутствовали и посетили в г. Иваново, г. Тейково и Тейковском районе около двадцати избирательных участков.

Корреспонденты имели трудности с допуском в помещения для голосования четырёх участковых комиссий. В частности, предъявлялись завышенные требования к их документам. Препятствия в проведении фото- и видеосъёмки зафиксированы на избирательном участке № 674 (Тейковский район). На этом же участке секретарём Территориальной избирательной комиссии Тейковского района была предпринята попытка удаления корреспондента на основании «информационного письма ЦИК». По данному случаю было подано заявление в полицию.

В участковых избирательных комиссиях, которые посетили корреспонденты «Гражданского голоса», особых замечаний в оформлении помещений для голосования не поступало: наблюдателям был обеспечен полноценный обзор за местами выдачи бюллетеней, избирательными ящиками и кабинками для голосования.

По оценкам наших представителей, на избирательных участках зарегистрировалось малое количество наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений. Как правило, их приходилось по одному — два человека на участковую избирательную комиссию. Но в ряде случаев и те наблюдатели, кто был внесён в реестр (список) присутствующих, фактически отсутствовали в ходе голосования.

Был выявлен ряд нарушений процедур голосования. Традиционно для Ивановской области наиболее распространённым видом нарушений являются нарушения, касающиеся голосования вне помещения для голосования. На ряде избирательных участков (например, №№ 321, 674, 54, 62) не заполнялся реестр для голосования вне помещения; для выездного голосования использовались списки, происхождение которых члены комиссий не смогли объяснить. В участковой комиссии № 674 не были опечатаны переносные ящики, после проведённого выездного голосования акты о голосовании не были составлены, в переносных урнах видно было, что бюллетени опускались не по одному, а по несколько штук сразу (пачками). На 14 ч. 15 мин. реестр для голосования вне помещения не был представлен наблюдателям на том основании, что он ещё будет заполняться. Вместе с тем, согласно требованиям законодательства о выборах заявки (обращения) на проведение надомного голосования прекращают принимать за шесть часов до окончания времени голосования.

На избирательном участке № 19 члену комиссии в правом решающего голоса отказали в ознакомлении с реестром голосования вне помещения. В участковой комиссии № 321 (г. Тейково) зафиксированы случаи внесения в подобный список умерших или сменивших место жительства (регистрации) людей. На избирательном участке № 54 в связи с нарушениями, допущенными при проведении надомного голосования, решением комиссии бюллетени, находившиеся в переносных ящиках, были признаны недействительными, и результаты надомного голосования, таким образом, не учитывались при подведении итогов голосования. В участковой избирательной комиссии № 62, несмотря на выявленные грубые нарушения при проведении выездного голосования (проголосовало больше людей, чем было внесено в выписку из реестра для голосования вне помещения), его результаты аннулировать не удалось.

Были зафиксированы случаи организованного голосования по открепительным удостоверениям (участковая комиссия № 81). Накануне дня голосования в региональное отделение «Голос» поступали жалобы от избирателей, что им было отказано в получении открепительных удостоверений (участковые комиссии №№ 6, 40).

Также представители движения «Голос» отмечали процессуальные нарушения в работе комиссий: в голосовании использовались несброшюрованные списки избирателей (участковая комиссия № 674), нарушался порядок подсчёта голосов (участковая комиссия № 198).

Отказов в приёме жалоб зафиксировано не было, но работа избирательных комиссий с жалобами и заявлениями носит формальный характер «отписки» (участковая избирательная комиссия № 317, территориальные избирательные комиссии  г.Тейково и Фрунзенского района г. Иваново). Поступившие жалобы не регистрируются и не заносятся в итоговый протокол комиссий на том основании, что в соответствии с разъяснениями избирательной комиссии Ивановской области, поступившие жалобы не относятся «к типу, вносимых в протокол жалоб».

Обращают на себя внимание и такие результаты выборов, как доля голосования вне помещения для голосования, доля голосования по открепительным удостоверениям и доля досрочного голосования.

Доля досрочного голосования на этих выборах составила 0.64%. Всего досрочно проголосовало 1992 человека — военнослужащие ракетной дивизии в г. Тейково. В2013 г. на выборах в Областную думу 6-го созыва также досрочно голосовали военнослужащие Тейковской ракетной дивизии — 605 человек, что составило 0.2% от числа принявших участие в выборах. На выборах главы администрации Ивановской области, прошедших в2000 г., досрочно проголосовал 541 человек (0.1%).

Количество избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям, составило 10025 человек (3.21%). Для сравнения: на последних выборах в Областную думу — 10572 человека (3.96%). Абсолютное количество проголосовавших по открепительным практически не изменилось, несколько уменьшилась их доля в относительном выражении — в связи с тем, что явка в2013 г. составила 31.2%, в2014 г. — 36.8%. Но обращает на себя внимание сам уровень голосования по открепительным, а он явно вырос в сравнении с выборами главы региона в2000 г.: тогда по открепительным удостоверениям всего проголосовало — 0.48% или 2126 человек.

С последних выборных кампаний известно, что Ивановская область удерживает сомнительное лидерство по надомному голосованию. Эти выборы не стали исключением. Более того, доля голосования вне помещения от числа принявших участие в выборах значительно увеличилась, как в относительном выражении — 24.16% (на выборах в Областную думу в2013 г. — 22.1%), так и в абсолютном — 75310 (в2013 г. — 59189). Получается, что значительный вклад в обеспечение явки избирателей внесло надомное голосование, причём на этих выборах, как никогда раньше. Для сравнения: на выборах главы области в2000 г. голосование на дому составило 38341 человек. Или 8.82% и это при явке в 47.43%. На выборах президента РФ в2012 г. на дому проголосовало 77475 человек (14.9%) при явке в 60% .

На протяжении последнего десятилетия наблюдался явный рост числа голосующих на дому, который на последних выборных кампаниях стал давать аномальные показатели голосования вне помещения для голосования. А на выборах Ивановской областной думы 6-го созыва (2013 г.) и губернатора Ивановской области (2014 г.) проявил себя наиболее заметно и, тем самым, внёс существенный вклад в формирование явки.

Примечательно, что география надомного голосования разнообразна. И само голосование на дому распределено по районам неравномерно, что лишний раз указывает на административно-мобилизационный характер его проведения в целом ряде районов. Так, рекордсменом надомного голосования оказался Тейковский район, где его доля составила 41.76%. За ним следуют: Вичугский район — 39.71%, Приволжский район — 38.47%, г. Вичуга — 38.2%. Самый низкий по меркам традиций области показатель выездного голосования обнаружен в г. Шуя (7.98%).

Описанные факты, обстоятельства, выявленные закономерности и тенденции позволяют сделать вывод, что выборы губернатора Ивановской области прошли за счёт преимущественного использования административного ресурса. В этом отношении они не стали исключением, но на этих выборах он как никогда ранее был нацелен на искусственное обеспечение явки избирателей.