Памяти Фридриха Фридриховича Энгельса

От ивановцев ушёл Фридрих Фридрихович Энгельс.

Безвременно или в свой час — тут есть разные точки зрения, пусть каждый останется при своих. Как и решит для себя — рвать ли баян на поминках или же рыдать в голос и биться о стены, с которых скоро соскоблят имя.

Могильщиком выступила Городская дума (закапывали: Игорь Альпер, Сергей Баранов, Ольга Белолапова, Владимир Беляев, Галина Бочкова, Сергей Буравлёв, Алексей Гажур, Татьяна Гейстер, Лев Грачёв, Роман Ефремов, Павел Кабанов, Алексей Коробов, Сарраф Мамедов, Сергей Морозов, Андрей Палеев, Вадим Романовский, Илья Рыбаков, Вячеслав Сверчков, Сергей Томс, Виктор Торопов, Валерий Шепелев; мешали закапывать: Николай Плотников, Алексей Маслёнкин, Михаил Богатырёв, Игорь Шипков; стояли в сторонке: Евгений Лазарев, Иван Карташов, Александр Сапожников и Елена Рясина).

Фридрих Фридрихович так долго украшал своим именем одну из самых длинных и широких улиц города, что мы с полным правом можем величать его на русский манер — по имени-отчеству. Да и при жизни-то ивановцы предпочитали называть его запанибрата — только по имени. Фридрихом. Хорошо, что не просто Фрицем. Чего уж греха таить, при жизни-то редкий ивановец знал фамилию. Не говоря уж о том — кто это вообще.

Зато теперь, во время и после похорон, многие повысили образование. Благодаря шуму вокруг события.

Поскольку о только что усопших — или хорошо, или ничего, так я ничего говорить и не буду, так как ничего хорошего о Фридрихе Фридриховиче не знаю. Потому что в отличие от большинства земляков знаю — кто это.

Зато есть повод раскрыть некоторые кулуарные подробности о приуготовлении и проведении похорон.

Многие, видимо, думают, что закулисным инициатором переименования проспекта в Шереметевский был губернатор Ивановской области Михаил Мень. Ведь он всегда высказывался за возвращение городу имени Иваново-Вознесенск. Это логичное умозаключение. Которое, надо полагать, было сделано и подавляющим единороссовским большинством в Гордуме, пекущимся не столько об исторической справедливости, сколько о том, как бы не прогневать губернатора.

Умозаключение логичное. Но неверное. Мне жаль депутатов. Они хоть случайно и восстановили маленький кусочек справедливости, зато разозлили чернь, которой ещё голосовать. А чернь хоть и не знает, кто такой Энгельс, зато лишний раз убедилась в своих постулатах: «делать им больше нечего» и «лучше бы денег нам дали».

Мне ещё больше жаль депутатов, потому что они разозлили губернатора.

Я это предполагаю потому, что точно знаю о двух фактах.

Первое. Истинным инициатором и вдохновителем переименования был митрополит Ивановский Иосиф, а истинным исполнителем — глава администрации Иванова Александр Кузьмичёв, на которого владыка имеет очень большое влияние. Мень же лишь не вмешивался в процесс, поскольку не может же он в открытую выступать за это коммунистическое чудище — Энгельса. Но как политику вся эта история с тыканием в чернь палкой ему явно крайне неприятна.

Второе. Спикер Областной думы и секретарь политсовета регионального отделения «ЕР» Сергей Пахомов, человек, влияние которого в регионе трудно переоценить, имел беседу с могильщиками Энгельса. Что он им там говорил за закрытыми дверями, мне неизвестно, зато известно, что по выходе из этих дверей все они имели очень бледное лицо, вялое туловище и унылую походку.