Всякий творческий Союз, доставшийся России в качестве одного из великого множества обременений от Союза Советского, сейчас представляет собою сборище агрессивных стариканов, утративших профпригодность. Или, в большинстве своём, никогда её и не имевших. Вообще, словосочетание «творческий союз» — абсурдное. В отличие, например, от союза профессионального, если не уходить далеко от профпригодности. Творчество — процесс для одиноких людей. Им нельзя в союз. В союзе творческий процесс умирает.
В Советском Союзе творческие союзы были инструментом управления государства одинокими людьми, от которых всегда ожидалась какая-нибудь бяка, потому что одинокие люди не умеют ходить строем. Технология была проста. Если ты не в творческом союзе, то тебя не печатают, не выставляют твоих картин, не делают заказов. У тебя нет мастерской, нет сцены, нет даже пишущей машинки. Во времена СССР пишущие машинки были с госномерами. Как автомобили. Напечатанное на машинке без прав на её управление наказывалось. Вплоть до тюрьмы. Как за управление авто без водительского удостоверения. В общем, если ты хотел зарабатывать творчеством, то должен был вступить в союз. Если ты не хотел в союз, то мог зарабатывать кочегаром. Или валить за бугор с клеймом предателя.
Рулили творческими союзами, разумеется, не творческие люди, а плагиаторы и подлизы.
Когда у государства отпала необходимость управлять одинокими людьми, и оно предметно занялось вещью куда более практической — тыром у народа природных богатств, одинокие люди ушли из творческих союзов. И теперь зарабатывают творчеством. С разным, конечно, коммерческим успехом, но зато без захребетников из союзов. В союзах остались плагиаторы и подлизы. Они состарились и стали агрессивными от утраты статуса нужных государству людей.
Особенно жалки союзы писателей. Художники, актёры или журналисты, они хотя бы сохраняют некие атрибуты, пыльные сакральные знаки своей былой значимости. Мастерские там, абонементы на спектакли, казённые газетные площади. У писателей нет ничего. Какой ты на хрен писатель, если не умеешь завести даже странички в ЖЖ. А и завёл — так число читателей в одну штуку так удручает, что лучше уж ничего не заводить.
Это я злорадствую по поводу очередного витка напряжённости вокруг офиса ивановского отделения Союза писателей РФ, расположенного на казённых площадях. За которые, конечно, не плачено. За отсутствием спроса на произведения и, соответственно, гонораров. Писателей в очередной раз просят расплатиться или очистить помещения. Писатели напоминают властям, что всегда агитировали и будут агитировать за «ЕР» и Путина, а потому ни платить, ни очищать ничего не собираются. Эти площади — их единственный знак самоидентификации.
Газета «Хронометр. Иваново».