К травле задорной панк-группы «Pussy Riot», инициированной патриархатом РПЦ и оформленной государством в арест по обвинению в хулиганстве, присоединились и попы-блогеры Иваново-Вознесенской епархии, Уткин и Маркиш. Куда ж без них, больших радетелей за веру и царя.
Набор аргументов в пользу примерного наказания весёлых девчонок, исполнивших матерные частушки об известном персонаже, шулерски победившем на выборах президента страны, прям с амвона главного храма страны — Христа Спасителя, — известен. Кощунство и надругательство над чувствами верующих должны быть пресечены, дабы неповадно было. Выпороть и простить, ежели покаются. А не покаются — так выпороть и посадить.
Нормальные аргументы для ортодоксов. Для христиан, склоняющихся к евангельскому прочтению Библии — не нормальные. Ну, все знают основной их контраргумент, сформулированный главным авторитетом: кто без греха, пусть первый бросит в неё камень… На том и оставим тяжущиеся стороны при их мнениях.
А вот аргументец ортодоксов о «традиции и памяти православных предков, которые попраны», позвольте прокомментировать. А то свалили, понимаешь, всех предков в одну кучу.
Со времён патриарха Никона Русская православная церковь избрала свой путь. Собственно, Никон этот путь ей и выбрал. До Никона-то она всё, сердешная, колебалась: с народом ей быть, как св. Сергий, или с императором, как св. Дионисий. А Никон решил окончательно — с царём. А кто не согласен — жечь в срубах.
Так по сю пору, с перерывами на безвременье петровское или большевистское, и пляшет церковь на русских косточках в обнимку с государем. Государь, конечно, ведёт. Потому-то русский народ, когда взбунтуется, с жандармов да попов и начинает резать. Под нож, разумеется, первыми попадают городовые и приходские, которые не при делах, но таков уж русский бунт, как справедливо подметил Александр Сергеевич.
В перерывах же между бунтами народ русский всегда для попов фигу держал. В кармане. Чтобы в сруб не угодить. Фига прорывалась скоморошеством.
История с «Pussy Riot» — точное повторение новеллы «Скоморох» из «Андрея Рублёва» Тарковского. Герой Ролана Быкова потешается над сексуальными неудачами князя с княгиней, показывает голую задницу в присутствии монахов. Народ гогочет. Монах стучит. Скомороха берут под белы рученьки, вырезают язык и — в яму на двадцать лет. Дабы неповадно было.
Кстати, Быков сам писал матерные частушки к фильму, предварительно изучив по настоянию Тарковского исторический материал. И не найдя у наших православных предков ни единого цензурного слова ни в адрес князя, ни в адрес попов.
Чьи-то религиозные чувства «Pussy Riot», может, и оскорбляют. Но я сильно подозреваю, что это чувства: а) известного персонажа-шулера, б) известного персонажа в брильянтовом «Брегете» — никоновского наследника по прямой линии, в) толпы мрачных старух-ханжей, давившихся в многокилометровой очереди к фальшивому пояску Девы Марии и шипящих на женщин, зашедших в церковь в джинсах.
А мне вот девки-скоморохи по душе. Великая народная смеховая культура, раблезианство, сиськи-письки, искристый юмор ниже пояса. До сих пор работает. Ишь как всех шулеров и ханжей перекособочило.