Фракция ЛДПР в Ивановской областной думе выступила с инициативой внесения изменений в преамбулу Конституции Российской Федерации. Предлагается заменить слова «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле» на слова «Мы, русский народ и народы Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле».
В чём, вообще, смысл этого изменения? Ведь, в конце концов, все, вроде бы, «соединены общей судьбой на своей земле»?
Нижегородский депутат от ЛДПР Александр Курдюмов говорит, что термин «многонациональный народ» не подходит, т.к. «использование понятия «народ» в значении населения, проживающего на какой-то территории, подрывает важность Конституции как правового фундамента государства, размывает и обезличивает цели и задачи, заявленные в Конституции России. Тем более, все крупные этносы, проживающие в Российской Федерации, упомянуты в тексте Конституции как титульные в наименовании соответствующих субъектов, а русский народ, составляющий 81% (116 миллионов человек) от всего населения, вообще не упоминается в Конституции России».
Так может, действительно, 12 декабря 1993 года составители Конституции РФ ошиблись, и нужно исправлять эту ошибку, пока историческая достоверность и ясность в реализации целей и задач, заявленных в Конституции России, не исчезли совсем?
Слово «народ» весьма многозначное. Под ним может пониматься и этнос, и население, и нация, и простонародье (антоним к слову «элита»), и (более узко и специфично): избиратели, зрители, пассажиры и т.д., короче говоря, — толпа.
Другое дело, «многонациональный народ». Это выражение, обозначающее граждан государства с акцентом на то, что в нём проживают представители многих национальностей. Даже если в таком народе много национальностей, культур, он всё равно имеет общие корни, общую историю, общее происхождение и общее равенство перед общим законом.
Слово «русские» возникло от раннего двусоставного сочетания «русские люди», в котором вторая часть перестала употребляться. Русскими называли сразу все три восточнославянских народа: великороссы, малороссы и белороссы. И лишь после 1917 года — только великороссов. С самого начала русские люди были разных национальностей.
Нация же — феномен в первую очередь культурный, и только потом этнический и социальный. Это люди, связанные общностью территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры и форм быта. И, прежде всего, связанные общностью языка.
Словосочетания «русский народ» и «народ многонациональный» — во многом синонимы, русский народ включает в себя «народы Российской Федерации», поглощает их. Зачем разделять эти термины — не понятно. Так можно превратиться в разделённое на две части и враждующее население: русских и «других». Не это ли самое главное противоречие и угроза ясности и достоверности?