Новый формат работы с неплательщиками осваивает энергосбытовая компания «Гарант». До 2017 года законодательство предписывало сначала вручить должнику соответствующее уведомление под роспись, и только после этого можно было вводить ограничения в подаче электроэнергии. Тут нередко возникали проблемы: неплательщика надо застать дома, нужно, чтоб он открыл дверь и согласился принять уведомление и расписаться. Либо требовалось каким-то образом заставить его получить заказное письмо, расписавшись о получении.
Теперь допускаются и другие способы уведомления должников. Это может быть телефонный звонок с записью разговора, сообщение электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, либо на официальной странице исполнителя в интернете. Допускается передача потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи, смс-информирование с уведомлением о доставке и т.п.
Ещё один вариант – включение текста соответствующего предупреждения (уведомления) в платёжный документ. Именно так начал делать «Гарант» при формировании июньских счетов. Предупреждение об ограничении энергоснабжения в случае неоплаты долга были размещены на 16 квитанциях ивановцев (совокупный долг — 178 360 руб.).
Один должник погасил 15 232 руб. сразу, ещё четверо – немного позже, на этапе оформления заявок на ограничение (на общую сумму 49 960 руб.).
Остальные, с совокупным долгом в 113 168 руб., видимо, сочли полученное предупреждение пустой «страшилкой». И были отключены от электричества. Оставшись без света, большинство из них уже обратились в центр обслуживания клиентов «Гаранта». При этом выяснилось, что каких-либо материальных проблем или тяжёлых жизненных ситуаций ни у кого нет.