Статистические данные об итогах работы органов прокуратуры и других правоохранительных органов Ивановской области в первом полугодии 2003 года.

<p>По данным государственной статистики социально-экономическое положение в Ивановской области остается нестабильным. Ухудшается демографическая ситуация. За последние десять лет население сократилось примерно на 80 тысяч человек, вновь наметилась тенденция к сокращению персонала на текстильных предприятиях, средняя заработная плата в области по-прежнему одна из самых низких в стране.</p><p>Эти и другие негативные факторы, безусловно, влияли на криминогенную обстановку. С 1990 года преступность в области постоянно росла, а удельный вес преступности несовершеннолетних стал самым высоким в стране. Одновременно ухудшились показатели раскрываемости преступлений.</p><p><br></p><p>***</p><p><br></p><p>Перед сотрудниками органов прокуратуры на первое полугодие 2003 года были поставлены следующие задачи:</p><p>– активизировать надзор за законностью в целях обеспечения правового и экономического единства на территории области, защиты имущественных прав предпринимателей и собственников, прав и охраняемых законом интересов граждан;</p><p>– в координации с другими правоохранительными органами принять меры к соблюдению принципа неотвратимости наказаний за совершенные преступления, усилить профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;</p><p>– улучшить качественные показатели следствия в прокуратуре;</p><p>– обеспечить соблюдение требований правовой реформы.</p><p><br></p><p>Что же удалось сделать</p><p><br></p><p>Прежде всего, прокуроры значительно активнее стали выявлять и устранять нарушения закона.</p><p>Так, если в первом полугодии 2002 года прокурорами по линии так называемого «общего надзора» было выявлено 2278 нарушений законов, то в 1 полугодии 2003 года уже 7300. В целях их устранения и пресечения в органы и должностным лицам, допустившим нарушения, принесено 321 протест, или на 30% больше, в суды направлено 385 заявлений (рост – 66%), внесено 1290 представлений (почти в 2 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года). По требованиям прокуроров за совершенные правонарушения к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 314 человек, что на 100 человек больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.</p><p>В вопросах обеспечения законности в деятельности представительных и исполнительных органов власти прокурорский надзор стал осуществляться и на стадии разработки проектов нормативных актов. Такая перестройка в работе органов прокуратуры, взаимодействие с депутатским корпусом, юридическими службами органов власти дали ощутимые результаты. Количество незаконных нормативных правовых актов, выявленных в органах государственной власти области, местного самоуправления, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, снизилось.</p><p>Учитывая сложное материальное положение области, много сил и времени уделялось вопросам соблюдения налогового законодательства. Поскольку по итогам работы за первый квартал 2003 года сумма задолженности по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды возросла на 88 миллионов рублей, был активизирован надзор за деятельностью органов МНС РФ на местах. В целом за полугодие было выявлено 567 нарушений законодательства о налогах и сборах, или в 4,8 раза больше чем в соответствующем периоде прошлого года. Проверки показали, что территориальные подразделения Министерства РФ по налогам и сборам не всегда своевременно направляли требования об уплате налогов, не в полной мере реализовали предоставленные Законом полномочия по принудительному взысканию задолженности за счет денежных средств и имущества должников, а также по взысканию задолженности с физических лиц в судебном порядке. По протестам прокуроров отменены или изменены 5 нормативных правовых актов в сфере налоговых правоотношений, внесено 267 представлений что в 5,2 раза больше, чем в первом полугодии 2002 года, объявлено 27 предостережений о недопущении нарушений закона, хотя в соответствующем периоде прошлого года было вынесено только 8 таких предостережений.</p><p>Принятыми мерами положение стабилизировалось. К концу первого полугодия 2003 года задолженность по налоговым платежам была ликвидирована. Кроме того, на 31,9 миллиона рублей сократилась задолженность прежних лет по федеральным и на 24,6 миллиона рублей но территориальным налогам.</p><p><br></p><p>Анализируя динамику и структуру преступности, следует отметить, что в последние годы криминогенная обстановка в области поддается относительной стабилизации. Начиная с 2000 года, хотя и медленно, сокращается преступность. В последнее время преодолена неблагополучная тенденция, когда наряду с сокращением общеуголовной преступности, росло число тяжких и особо тяжких преступлений, Если в 2002 году число тяжких и особо тяжких преступлений сократилось на 27,3%, то за шесть месяцев текущего года – на 31,6% в сравнении с первым полугодием 2002 года.</p><p>На протяжении ряда лет особую тревогу правоохранительных органов области вызывает положение с преступностью несовершеннолетних. Поскольку одним из путей оздоровления криминогенной обстановки является профилактика безнадзорности и противоправного поведения подростков, мы сосредоточили внимание на этих вопросах. Проверки, проведенные прокуратурой в органах образования и социальной защиты населения, показали, что их работа не соответствует требованиям Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Не налажен учет неблагополучных семей, данные о подростках, уклоняющихся от посещения школы, не соответствуют реальному положению дел.</p><p>По инициативе прокуратуры с участием заместителя губернатора области Н. В. Зимина проблемы профилактики детской безнадзорности обсуждались в декабре 2002 года на заседании Координационного совещания руководителей областных правоохранительных органов, а в мае 2003 года – на заседании Координационного совещания руководителей правоохранительных органов города Иванова. В результате предпринятых мер, в 2002 году отмечено сокращение преступности несовершеннолетних на 38,1%, а в первом полугодии текущего года еще на 21,1%.</p><p><br></p><p>Исполняя требования президента России В. В. Путина, высказанные на Всероссийском совещании прокуроров в 2002 году, о необходимости получения достоверных данных о преступности, органы прокуратуры Ивановской области в первом полугодии текущего года отменили 1271 необоснованно вынесенное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, или вдвое больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Одновременно в 225 случаях по ранее отказным материалам приняты решения о возбуждении уголовных дел. Всего за истекшее полугодие прокурорами выявлено и поставлено на учет 253 ранее не зарегистрированных преступления. По выявленным нарушениям учетно-регистрационной дисциплины прокурорами внесено 75 представлений, или на треть больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, а к дисциплинарной ответственности привлечено 49 сотрудников органов внутренних дел, что в полтора раза больше, чем в прошлом году.</p><p>Крайне сложным является положение дел с раскрываемостью преступлений. В первом полугодии этого года в области не раскрыто 56,7%, а в областном центре 68% общеуголовных преступлений.</p><p>Эта проблема не осталась без действенного внимания руководства прокуратуры. Причины низкой раскрываемости постоянно обсуждались на заседаниях коллегии и Координационного совещания. Выработаны меры по повышению коэффициента полезного действия органов внутренних дел. Прокуроры городов и районов активизировали надзор за состоянием оперативно-розыскной деятельности. Изучив около двух тысяч дел оперативного учета, подготовили по ним более ста указаний, или вдвое больше, чем в сравниваемом периоде прошлого года. Это дало определенный результат. В сравнении с показателями за 1 квартал текущего года, на конец полугодия показатели раскрываемости увеличились на 3,3%, а раскрываемость тяжких преступлений возросла с 38,8% до 46,8%. В том числе улучшились показатели раскрываемости умышленных убийств, составившие 86,8%.; фактов причинения тяжкого вреда здоровью (83,1%) и изнасилований (86,7%). Выше стали показатели раскрываемости краж, грабежей и разбоев, а остаток тяжких и особо тяжких нераскрытых преступлений, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, снизился на 27,4%.</p><p><br></p><p>Существенные качественные сдвиги произошли в работе следователей органов прокуратуры. Удельный вес дел, направленных в суд, возрос, в сравнении с первым полугодием 2002 года, на 11,8% и составляет 73,9%. С обвинительными заключениями в суд направлено 126 (+ 26%) дел на 138 лиц по убийствам, 92 дела (+24,3%) на 116 лиц по фактам причинения гражданам тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевших, 10 дел по поводу посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов (+66,7%). Одновременно на треть сократилось число прекращенных уголовных дел, с 95 до 80 уменьшилось количество дел, приостановленных ввиду неустановления лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Помимо этого, с 20 до 4 снизилось число дел, возвращенных следователям прокуратуры для производства дополнительного расследования.</p><p>Проблемой следствия в прокуратуре было и остается нарушение сроков расследования. Принимая меры к ее разрешению, коллегия прокуратуры области потребовала от прокуроров городов и районов взять под личный контроль работу следователей. В результате доля дел, расследованных с нарушением срока, сократилась с 79,7% дел в январе 2003 года, до 60% по итогам полугодия. Однако сложившееся положение не удовлетворяет коллегию и руководство прокуратуры области. В связи с этим разработан ряд практических мер по сокращению сроков расследований дел на досудебной стадии. Позволяют нам этого добиться и новации в уголовно-процессуальном законодательстве, принятые в июле текущего года.</p><p>Касаясь организации работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел в судах, необходимо отметить, что прокуроры приняли участие в предварительном слушании судом 237 дел и судебном рассмотрении 2558 уголовных дел. Лично прокурором области и его заместителями обвинение поддержано по 9 уголовным делам в отношении 10 человек, обвинявшихся в убийствах при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, грабежах и разбоях при отягчающих обстоятельствах, уничтожении чужого имущества.</p><p>За полугодие показатели кассационного опротестования возросли с 45,8% до 51%.</p><p>Новый УПК РФ осложнил работу по кассационному опротестованию незаконных постановлений по уголовным делам, поскольку право проверки дел и принесения представления по закону предоставлено теперь только государственному обвинителю и вышестоящему прокурору.</p><p>Существенно изменились полномочия прокуроров с введением нового Гражданско-процессуального кодекса РФ. Хотя новый кодекс существенно ограничил право прокурора на обращение в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов других лиц, прокуроры, как и прежде, активно выступали в интересах социально незащищенных категорий граждан. За полугодие ими направлено в суд 1055 исков и заявлений, что лишь ненамного меньше, чем в соответствующем периоде 2002 года.</p><p>Положения нового ГПК лишили прокуроров возможности реагирования на незаконные и необоснованные постановления, рассмотренные судом без их участия, однако показатели кассационного опротестования повысились в первом полугодии с 34,5% до 72,7%, а надзорного – с 69,4% до 100% в сравнении с прошлым годом.</p><p>Не повлиял на активность прокуроров и новый Арбитражно-процессуальный кодекс РФ. Число исков, заявленных в первом полугодии этого года в арбитражный суд, возросло с 30 до 37. В их числе заявления о применении последствий недействительности сделок по отчуждению муниципального и федерального имущества, об обжаловании нормативного и ненормативных актов. Еще в 27 заявлениях ставился вопрос об административной ответственности предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность без соответствующих лицензий.</p><p><br></p><p>Вместе с тем, мы видим и много проблем</p><p><br></p><p>Например, в сфере налоговых правоотношений стало трудно взыскать задолженность по налогам с предприятий, признанных банкротами. Многие из них имеют большие суммы задолженности, но продолжают осуществлять производственную деятельность, накапливая задолженность по текущим платежам в бюджеты всех уровней.</p><p>Введение в действие нового Кодекса об административных правонарушениях РФ усложнило процедуру привлечения нарушителей к административной ответственности, поскольку новый КоАП РФ не предусматривает случаев ответственности за соучастие в совершении административного правонарушения, не позволяет соединять дела об административных правонарушениях. Между тем, значительная часть нарушений совершается с использованием подставных лиц или «фирм-однодневок», вследствие этого действительные нарушители, к примеру, норм таможенного законодательства уходят от ответственности.</p><p>Крайне низкими остаются показатели работы следователей и дознавателей органов внутренних дел. Доля дел, оконченных следователями МВД, в сравнении с первым полугодием прошлого года, сократилась с 37,5% до 24,8%, а по дознанию МВД – с 70,3% до 39,9%.</p><p>За первое полугодие 2003 года прокурорами отменено 786 незаконных постановлений о приостановлении следствия и дознания по делам, подследственным ОВД что на 32,6% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, и 491 незаконное постановление о прекращении уголовных дел. Прокуроры и их заместители подготовили свыше 660 письменных указаний по конкретным делам, что в полтора раза больше, чем в первом полугодии 2002 года.</p><p><br></p><p>***</p><p><br></p><p>Как известно, с 1 июля 2003 года прекратили свою деятельность органы налоговой полиции. Одновременно с этого же периода времени начинают свою работу, созданные по указу президента РФ, федеральные органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В связи с их организацией внесены изменения в действующее уголовно-процессуальное, административное законодательство, федеральные законы «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», другие законодательные акты.</p><p>10 июля 2003 года в «Российской газете» опубликованы и вступили в силу дополнения изменения в 100 статей Уголовно-процессуального кодекса РФ, вновь изменены обязательные к применению бланки процессуальных документов.</p><p>Все эти новации в законодательстве обязывают органы прокуратуры принять дополнительные организационно-практические меры к обеспечению законности в уголовном судопроизводстве.</p><p><br></p><p>Пресс-служба прокуратуры Ивановской области</p>